Глоссарий

Абдукция - способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы. Впервыестал разрабатываться и применяется Ч.С. Пирсом для построения объясни тельных гипотез в науке.

Аксиоматический метод - способ построения и анализа научной теории, при котором выделяют некоторые исходные ее понятия и основные утверждения, из которых, во-первых, путем пра­вил определения образуют производные понятия, во-вторых, по­средством логической дедукции выводят другие утверждения: тео­рии.

Алгоритм - от латинизированной формы име­ни среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) - конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Простейшими знакомыми алгоритмами являются арифме­тические действия с числами.

Аналогия - не­демонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам.

Апробация — установление истинности, компетентная оценка и кон­структивная критика оснований, методов и результатов исследователь­ской работы, одобрения ее.

Артефакт — иска­женный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт.

Валидизация - Процесс оценки степени, в которой тест или другой измерительный инструмент действительно измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Валидность — характеристика исследова­тельской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помо­щи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.

Генеральная совокупность - собрание предметов в соответ­ствии с некоторой определяющей чертой (чертами) или характеристикой (характеристиками). Это значение близко к понятию набор.

Гипотеза - 1. В научной работе - любое утверждение, предложения или предположение, которое служит как предварительное объяснение определенных фактов. Гипотеза всегда представляется таким образом, что­бы она могла быть подвергнута эмпирической проверке и затем или под­тверждена или отклонена в результате доказательства. 2. Более широкое значение - стратегия, принятая для того, чтобы решать некоторую проблему. В наиболее сложных экспериментах по научению, таких как решение про­блем, формирование понятий, принятие решений и т. п., субъект обычно проявляет постоянство от попытки к попытке, действуя как будто на осно­вании некоторой гипотезы, такой как: «Если будут условия х и у, я буду от­вечать реакцией А, а если нет, то попробую реакцию В».

Данные - набор свидетельств или фактов, собранных в ходе экспериментов или исследований.

Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает магистранта к активной деятельности.

Замысел — идея, связанная с представлениями о способах ее реали­зации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).

Идея — мысль о содержании и способах преобразования действитель­ности в направлении достижения желаемой цели, идеала.

Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, кото­рый позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и на­выков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

Импровизация — умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки.

Инновация – прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и экономических решений различного характера.

Инновационный процесс – совокупность изменений в ходе деятельности, охватывающей научно-технические, производственные маркетинговые и сбытовые процедуры при создании и реализации инноваций и нацеленных на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека.

Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в пси­хологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).

Концепция система исходных теоретических поло­жений, которая служит базой для исследовательского поиска.

Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.

Метод - очень общее значение - способ выполнения чего-либо, упо­рядоченная работа с фактами и концепциями. Метод - принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и опе­раций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор про­цедур для достижения определенной цели. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляет­ся некоторое уточняющее слово, например статистическая методика, экс­периментальная методика и т. д.

Методология — наиболее общая система принципов организации на­учного исследования, способов достижения и построения научного зна­ния.

Моделирование — процесс создания моде­лей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существен­ные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследова­тельским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств и прототипа.

Мониторинг — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Наблюдательность — свойство личности, которое проявляется в уме­нии человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предме­тов и явлений.

Наблюдение - исследовательский метод, который заключается в си­стематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его.

Организация – 1)объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; 2)рассматривается как организационная деятельность, являющаяся одной из функций управления.

Оценивание — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения кото­рых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изу­чаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах эксперт­ных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций.

Парадигма - (от греческого - «модель», «образец») - собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т. д., со­ставляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в оп­ределенный момент времени.

Переменная - то, что изменяется, то, что подвержено увеличению и/или уменьшению с течением времени - то, что варьируется. П. - пара­метр реальности, который может изменяться и/или изменяется в экспери­ментальном исследовании.

Переменная зависимая - любая переменная, значения которой в принципе являются результатом изменений в значениях одной или более независимых переменных. В математике это понятие «зависимости» хоро­шо представлено выражением типа у =f(x), где значения у зависят от значе­ний х.

Переменная независимая - любая переменная, значения кото­рой в принципе не зависят от изменений значений других переменных. В эксперименте - любая переменная, которая специально изменяется так, что­бы можно было наблюдать ее влияние на зависимую переменную (перемен­ные). Также называется экспериментальной переменной, контролируемой переменной.

Пилотное исследование - исследование, предваряющее но­вую серию, в ходе которого проверяется качество методики и плана. Выяв­ляются побочные переменные, и уточнятся экспериментальная гипотеза. Обычно проводится небольшой выборке.

Планирование – представляет собой процесс чёткой постановки целей работы предприятия, определение конкретных приоритетов, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных структур (или лиц)за достижение этих целей. Утверждённый план носит обязательный к выполнению характер.

Популяция. В статистике - общее число случаев, от­носительно которых может быть сделано определенное утверждение. Об­ратите внимание, что в этом значении популяция может быть: а) конечной, реально существующей и доступной исследованию; б) конечной, реально существую­щей, но недоступной исследованию (например, население России в опре­деленный день того или иного года); или в) бесконечной (например, все возможные подбрасывания монет). Следует различать с выборкой, которая представляет собой некоторое наблюдаемое или отобранное подмножество популяции.

Попытка - 1. Свободное значение - проба, тест; отдельное усилие, совершаемое для того, чтобы что-то выполнить. 2. В экспериментальном исследовании - отдельная «единица», в которой предъявляется стимул и воз­никает некоторая реакция. В этом смысле каждая попытка обычно считает­ся одним компонентом большого ряда таких «единиц», которые все вместе представляют эксперимент.

Признак - все то, что выражает природу объектов (явлений), их сход­ство или различия, а также одно событие, являющееся сигналом другого события. По П. объекты и явления опознаются, обозначаются и описыва­ются. Каждый объект и каждое явление обладает множеством П., среди ко­торых выделяются простые и сложные, комплексные и целостные, случай­ные и неслучайные и т. д. Один и тот же П. может выступать как общий, видовой и отличительный. По своему значению все П. делятся на существен­ные и несущественные. Существенный П. при всех условиях принадлежит объекту и является необходимым для его существования, выражает его ко­ренную природу, тем самым отличая от других объектов.

Прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения конкретных задач.

Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узло­вых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на кото­рые следует найти ответ.

Процесс познания – получение человеком новых знаний о закономерностях развития природы, общества и человека в целях создания новых средств и предметов труда и улучшения окружающей среды.

Развитие — приобретение новых качеств, способ прогрессивного пре­образования человека или системы.

Стратегия – обоснование целей и направлений (способов) их достижения.

Управление – целенаправленное воздействие руководителя или органа управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей для достижения поставленных елей (экономических, научно-инновационных и др.).

Управление инновациями – это изменение с целью внедрения и использования новых видов оборудования, технологий, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия.

Факт - явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.

Формализация -такое уточнение содержания представления, кото­рое делает возможным и целесообразным использование математичес­ких средств исследования.

Функционирование образовательных систем, учреждений — выполне­ние функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависи­мая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию.

Цель в исследовании — образ потребного (желаемого)
будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и госу­дарства.

Эксперимент — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и воз­можным изучение процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений.

Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня

Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ

Фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

ВПО – высшее профессиональное образование

ООП – основная образовательная программа

ПООП – примерная основная образовательная программа

ОК – общекультурные компетенции

ПК – профессиональные компетенции

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: