Развитие кадрового потенциала и образования отрасли информационных технологий Вологодской области

Компании отрасли информационных технологий Вологодской области постоянно сталкиваются с дефицитом кадров и недостаточно высоким уровнем их подготовки, дефицит так же отягощается постоянным оттоком квалифицированных специалистов в столичные и зарубежные компании. В связи с этим, особое внимание реализации Стратегии Вологодской области необходимо обратить на повышение кадрового потенциала отрасли и основных образовательных учреждений, а также на популяризацию профессии IT-специалиста среди молодежи.

В настоящее время на первый план выдвигаются вопросы качества специалистов и наличия у них необходимых профессиональных компетенций. С учетом необходимости акцента на инновационной и инвестиционной составляющей развития рынка разработки программного обеспечения этот фактор приобретает еще более важное значение. Наряду с базовыми знаниями и навыками, высокой адаптивностью и обучаемостью от специалиста требуется знание современных промышленных технологий и методологий разработки программного обеспечения, умение работать в команде, владение прогрессивными инструментальными средами, средствами управления проектами. В связи с этим при решении задачи обеспечения отрасли кадрами необходимо активно использовать в том числе государственно-частное партнерство. Компании региона заинтересованы в подготовке специалистов в области информационных технологий, а значит, должны быть системными участниками этого процесса.

В текущих условиях нехватки высококвалифицированных профессионалов на рынке информационных технологий, помимо противоборства утечки кадров в столичные регионы и за рубеж, в качестве временной меры предлагается стимулировать миграцию иностранных специалистов в Россию, в регион, за счет упрощения получения высококвалифицированными специалистами временного вида на жительство и разрешения на работу в России, в частности в Вологодской области.

Иностранным специалистам должна быть легко доступна информация о преимуществах и об условиях работы в регионе, а также об имеющихся вакансиях. Распространение такой информации в сети "Интернет" должно решать также задачи популяризации российской и Вологодской области в частности отрасли для иностранной аудитории.

В части развития школьного образования необходимы дальнейшее совершенствование физико-математического образования и подготовки в сфере информационных технологий, поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям, и увеличение их общего количества. Высокий уровень знаний выпускников школ по математике и естественно-научным предметам является необходимым для успешного развития отрасли.

Одно из первоочередных действий это проведение анализа текущего состояния школ города Вологды на предмет оснащения и использования мультимедиа и IT-технологий, проведение анализа мирового опыта, который позволит определить перспективные направления по обеспечению образовательных учреждений начального звена необходимым программным контентом для рационализации и упрощения образовательного процесса.

Проект Цифровая школа XXI века на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательный лицей «АМТЭК», реализуется в с 2009 г. В нем нашли отражение объективные предпосылки создания цифровой школы, представлены характеристики масштабного проекта, отражены цели и задачи цифровой школы, ее преимущества для учеников, педагогов, администраторов, родителей и общественности. Кроме того, представлена структура информационно-образовательного пространства новой школы. Для каждого из подразделений этой структуры прописан функционал и необходимый перечень цифрового и технического оборудования.

Анализ рынка школьного программного обеспечения, внедрение его, а в отдельных случаях и разработка, позволит вывести образовательный процесс на новый уровень развития, а также обеспечить учащихся школ необходимыми программными продуктами для повышения эффективности образовательного процесса. Для реализации данного направления целесообразно разработать отдельный план реализации.

Проведение специалистами IT-компаний тематических занятий позволит внести в образовательный процесс практический аспект, поможет сформировать у школьников представление о работе в IT-компании. Устроительство конкурсов в области ИТ или с использованием современных тех технологий позволит завлечь старшеклассников в мир ИТ.

В школах Вологодской области необходимо введение профильного обучения в старших классах по IT-специальностям, что позволит обеспечить более глубокую универсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательно определились в своем выборе.

Учитывая, что подавляющее большинство обучающей литературы и сопроводительных документов в области информационных технологий написаны на английском языке, а скорость изменения стандартов и методик в отрасли высока, серьезным конкурентным преимуществом сотрудника является знание английского языка. До 2020 года важность этого аспекта возрастет. Таким образом, необходимо усилить требования к изучению английского языка школьниками и студентами, проходящими обучение по направлениям, связанным с информационными технологиями.

Так в целях реализации Стратегии необходимо общее повышение кадрового потенциала среди обучающихся в профильных образовательных учреждений Вологодской области.

Сотрудничество образовательных учреждений с IT-компаниями позволит учитывать практический аспект образовательного процесса, а также позволит привлекать к процессу обучения специалистов, которые могут помочь приобрести обучающемуся новые умения и навыки.

Важным аспектом образовательного процесса является научное руководство студентов IT-проектам и школьников. Для первых это возможность закрепить уже полученные навыки по ведению проектов, для вторых – это шанс реализовать свои проекты с наставником в условиях нехватки преподавателей в школах для данной работы. В этом аспекте IT-компании региона, должны быть системными участниками этого процесса, предлагать и организовывать подобные мероприятия.

Возможность проведения не только теоретических исследований, но и практическое закрепление полученных навыков на практике является необходимым аспектом образовательного процесса. В связи с этим актуальной задачей является обеспечение образовательных учреждений необходимым IT-оборудованием для проведения обучающимися экспериментов и исследований, ИТ-компании могут проводить практическую составляющую проекта, например, на своей территории.

На современном этапе объемы подготовки специалистов определяются органами власти и управления и зачастую не соответствуют реальным потребностям отрасли. Подготовка предложений от IT-компаний позволит скорректировать количество выпускаемых специалистов, тем самым оптимизировав количество выпускников необходимых профессий.

Поскольку более половины принятых на работу выпускников российских образовательных организаций высшего образования приходится доучивать на рабочем месте для того, чтобы выработать у них необходимые для профессии навыки, то необходимо областным ИТ-компаниям проводить обучение специалистов своими силами, инвестируя средства в том числе в базовую практическую подготовку персонала. В частности, для реализации данной цели, необходимо:

1. Разработать ведущими ИТ-компаниями и ВУЗами Вологодской области совместных образовательных проектов в соответствии с приоритетами развития Стратегии.

3. Регулярное проведение ИТ-компаниями совместно с ВУЗами «Ярмарок вакансий», различных конкурсов и программ для отбора и поощрения наиболее успешных студентов и молодых ученых.

4. Проведение вузами факультативных занятий для подготовки менеджеров проектов в IT-сфере.

5. Организация участия студентов с перспективными проектами в IT-сфере на всероссийских и международных выставках и конкурсах на системной основе.

Необходимо так же совершенствовать современную профессиональную подготовку учителей информатики и преподавателей дисциплин в сфере информационных технологий в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. ВУЗам необходимо привлекать квалифицированных профессионалов из компаний отрасли для преподавания специальностей и оказание первоочередной поддержки хорошо зарекомендовавшим себя учителям и преподавателям в сфере информационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: