Беларуская вясельная абраднасць

При заключении брака решающее значение придавали. традиционному свадебному обряду. Брак считался заключенным только после совершения обряда, который состоял из нескольких этапов и охватывал большой про­межуток времени.

1 этапом - сватовство — «сватанье», «злюбины», «допытки». Оно начиналось с выбора сва­тов, которые потом шли в дом невесты и вели перегово­ры с ее родителями о заключении брака. Сватами обыч­но были мужчины, но на юго-востоке — и женщины. - родственники, то знакомые, соседи, чаще — пожилые, семейные лю­ди, пользующиеся всеобщим уважением. Сваты появлялись в доме невес­ты под видом «охотников», «подорожных», «купцов», ве­ли иносказательные разговоры об «уточке», «гуске», «кветке», «товаре». Они приходили с хлебом-солью, водкой. Главная цель - узнать, согласны ли родители невесты и сама невеста заключить брак.

2 этапом - помолвка. Она совершалась в доме невесты через одну-две недели после сватовства и называлась «люблины», «вечерины», «лад», «заручины», «змовіны». В помолвке участвовали жених, невеста и их родственники, друзья, подруги, соседи. При помолвке происходил обмен кольцами, что оз­начало обещание заключить брак. Твердое намерение невесты вступить в брак выражалось и другими символами. Во время помолвки родст­венники невесты и жениха устраивали совместную тра­пезу, обменивались подарками, договаривались о при­даном, о дне свадьбы.

К свадьбе тщательно готовились. ос­новным этапом. Среди многочислен­ных сватов выделяли иногда главного, старшего свата, чаще отца жениха или невесты, брата матери или отца жениха, невесты. Женщин, входивших в большую группу сватов (обычно замужних женщин), называли сватьями, свахами. Из них (в группах жениха и невесты) выбира­ли старшую. Чаще — крестную мать жениха или неве­сты. Сватами и сватьями называли друг друга предста­вители противоположных свадебных групп (со стороны жениха и невесты),

Во время свадьбы в свадебной группе жениха были «дружки», а в группе невесты — «дружки». «

Важными обрядовыми чинами белорусской крестьян­ской свадьбы были также «каравайницы» — женщины, которых приглашали печь свадебный каравай, это пре­имущественно замужние родственницы и свойственницы невесты или жениха—тети, сестры. Из них выбирали старшую, обычно крестную мать жениха или невесты.

Сопровождали невесту с приданым в дом жениха ее родственницы и свойственницы — «приданки». На севе­ро-востоке их иногда называли «вечерниками». Членов свадебной группы жениха, приезжавших в дом невесты, часто называли «свадебниками», «поезжанами».

Круг приглашенных на свадьбу был очень широк. В него входили не только родственники, жившие в де­ревне жениха и невесты, но и в соседних. Иногда на свадьбе присутствовали все жители деревни.

После того как каравай был готов, его делили меж­ду большой группой лиц. Сначала часть его давали от­цу и матери, затем другим родственникам и, наконец, соседям и знакомым.

Вечер накануне свадьбы проводили в доме невесты. Он назывался «венком», «девишником» («девичьим ве­чером»), «елкой», «вечеринами», «сборным вечером». Вечер на­кануне свадьбы выходил за рамки семьи, носил коллек­тивный характер. В доме невесты для витья венков, завивания деревца собиралась большая группа девушек ее деревни. Устраивались танцы, общая трапеза. В но­вое время этот обычай не только символизировал на­ступление брачного возраста жениха, невесты, но и означал расставание невесты, жениха с молодежью се­ла, прощание с юностью перед вступлением в брак.

Обычаи и обряды «посада» жениха перед отъездом в дом невесты в новое время сохранялись только в от­дельных местностях центральной и южной Белоруссии. «Посадом» называли и традиционное почетное место, на которое торжественно сажали жениха, и само сиде­ние жениха на этом месте, и совершавшиеся в это вре­мя обряды. Этот обряд, включавший в себя изменение прически и переодевание жениха, являлся одновременно и испы­танием, которому подвергали юношу при переходе в другую возрастную группу.

«Посад» невесты был распространен шире, чем «по­сад» жениха. Он бытовал на всей территории Белорус­сии и имел общие элементы с «посадом» жениха. Но во время «посада» невесты совершали также обряд распле­тания косы, что символизировало переход девушки в другую возрастную группу, вступление в брак. В ряде случаев «посад» невесты перед приездом в ее дом жени­ха или во время его приезда соединялся с обрядом на­девания чепца.

Обычаи и обряды «вяселля» отражали и отношения между свадебными группировками жениха и невесты. Больше всего совершалось их во время отъезда свадеб­ной группы из дома жениха и приезда в дом невесты, а также во время отъезда свадебной группы невесты и при­езда ее в дом жениха. Это — обрядовые препятствия, уплата символических выкупов, обмен подарками, вза­имные шутки.

Свадьба («вяселле») с ее многочисленными обрядами была самым ярким и значительным этапом свадебного цикла. Обычаев заключительного этапа свадебного цик­ла, которые назывались «пироги», «пярэзвы», по сравнению с самой свадьбой («вяселлем») было немного. Основным - взаимное посещение и угощение семей и ближайших родственников жениха и невесты. Они называли друг друга сватами. «Пироги», отмечали ч/з несколько дней после свадьбы.

Свадебный обряд был однотипным на всей территории Белоруссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: