При заключении брака решающее значение придавали. традиционному свадебному обряду. Брак считался заключенным только после совершения обряда, который состоял из нескольких этапов и охватывал большой промежуток времени.
1 этапом - сватовство — «сватанье», «злюбины», «допытки». Оно начиналось с выбора сватов, которые потом шли в дом невесты и вели переговоры с ее родителями о заключении брака. Сватами обычно были мужчины, но на юго-востоке — и женщины. - родственники, то знакомые, соседи, чаще — пожилые, семейные люди, пользующиеся всеобщим уважением. Сваты появлялись в доме невесты под видом «охотников», «подорожных», «купцов», вели иносказательные разговоры об «уточке», «гуске», «кветке», «товаре». Они приходили с хлебом-солью, водкой. Главная цель - узнать, согласны ли родители невесты и сама невеста заключить брак.
2 этапом - помолвка. Она совершалась в доме невесты через одну-две недели после сватовства и называлась «люблины», «вечерины», «лад», «заручины», «змовіны». В помолвке участвовали жених, невеста и их родственники, друзья, подруги, соседи. При помолвке происходил обмен кольцами, что означало обещание заключить брак. Твердое намерение невесты вступить в брак выражалось и другими символами. Во время помолвки родственники невесты и жениха устраивали совместную трапезу, обменивались подарками, договаривались о приданом, о дне свадьбы.
|
|
К свадьбе тщательно готовились. основным этапом. Среди многочисленных сватов выделяли иногда главного, старшего свата, чаще отца жениха или невесты, брата матери или отца жениха, невесты. Женщин, входивших в большую группу сватов (обычно замужних женщин), называли сватьями, свахами. Из них (в группах жениха и невесты) выбирали старшую. Чаще — крестную мать жениха или невесты. Сватами и сватьями называли друг друга представители противоположных свадебных групп (со стороны жениха и невесты),
Во время свадьбы в свадебной группе жениха были «дружки», а в группе невесты — «дружки». «
Важными обрядовыми чинами белорусской крестьянской свадьбы были также «каравайницы» — женщины, которых приглашали печь свадебный каравай, это преимущественно замужние родственницы и свойственницы невесты или жениха—тети, сестры. Из них выбирали старшую, обычно крестную мать жениха или невесты.
Сопровождали невесту с приданым в дом жениха ее родственницы и свойственницы — «приданки». На северо-востоке их иногда называли «вечерниками». Членов свадебной группы жениха, приезжавших в дом невесты, часто называли «свадебниками», «поезжанами».
Круг приглашенных на свадьбу был очень широк. В него входили не только родственники, жившие в деревне жениха и невесты, но и в соседних. Иногда на свадьбе присутствовали все жители деревни.
|
|
После того как каравай был готов, его делили между большой группой лиц. Сначала часть его давали отцу и матери, затем другим родственникам и, наконец, соседям и знакомым.
Вечер накануне свадьбы проводили в доме невесты. Он назывался «венком», «девишником» («девичьим вечером»), «елкой», «вечеринами», «сборным вечером». Вечер накануне свадьбы выходил за рамки семьи, носил коллективный характер. В доме невесты для витья венков, завивания деревца собиралась большая группа девушек ее деревни. Устраивались танцы, общая трапеза. В новое время этот обычай не только символизировал наступление брачного возраста жениха, невесты, но и означал расставание невесты, жениха с молодежью села, прощание с юностью перед вступлением в брак.
Обычаи и обряды «посада» жениха перед отъездом в дом невесты в новое время сохранялись только в отдельных местностях центральной и южной Белоруссии. «Посадом» называли и традиционное почетное место, на которое торжественно сажали жениха, и само сидение жениха на этом месте, и совершавшиеся в это время обряды. Этот обряд, включавший в себя изменение прически и переодевание жениха, являлся одновременно и испытанием, которому подвергали юношу при переходе в другую возрастную группу.
«Посад» невесты был распространен шире, чем «посад» жениха. Он бытовал на всей территории Белоруссии и имел общие элементы с «посадом» жениха. Но во время «посада» невесты совершали также обряд расплетания косы, что символизировало переход девушки в другую возрастную группу, вступление в брак. В ряде случаев «посад» невесты перед приездом в ее дом жениха или во время его приезда соединялся с обрядом надевания чепца.
Обычаи и обряды «вяселля» отражали и отношения между свадебными группировками жениха и невесты. Больше всего совершалось их во время отъезда свадебной группы из дома жениха и приезда в дом невесты, а также во время отъезда свадебной группы невесты и приезда ее в дом жениха. Это — обрядовые препятствия, уплата символических выкупов, обмен подарками, взаимные шутки.
Свадьба («вяселле») с ее многочисленными обрядами была самым ярким и значительным этапом свадебного цикла. Обычаев заключительного этапа свадебного цикла, которые назывались «пироги», «пярэзвы», по сравнению с самой свадьбой («вяселлем») было немного. Основным - взаимное посещение и угощение семей и ближайших родственников жениха и невесты. Они называли друг друга сватами. «Пироги», отмечали ч/з несколько дней после свадьбы.
Свадебный обряд был однотипным на всей территории Белоруссии.