Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Особое производство

Как и гражданскому процессу, арбитражному процессу известно деление производства на виды: исковое, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, особое производство. В основе этого деления лежит традиционный критерий – предмет судебной деятельности.

Производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, посвящен раздел III АПК. В порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражные суды рассматривают следующие категории дел:

  1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  2. об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В основу конструирования нормативных положений о порядке рассмотрения этой категории дел положен принцип, известный из гражданского процесса – дела рассматриваются по правилам искового производства с особенностями, установленными в соответствующем разделе АПК. «Набор» этих особенностей в гражданском и арбитражном процессе в основном совпадает: право суда истребовать доказательства по собственной инициативе; возложение бремени доказывания оснований совершения действий (принятия актов, решений) или допущения бездействия и обоснование их законности возложено на орган публичной власти (должностное лицо); суд не связан доводами и основаниями поданного в суд заявления, средством судебной защиты является в делах этой категории заявление, а не иск; отсутствие сторон и участие заявителя и заинтересованных лиц; право суда обязать представителей административного органа явкой в судебное заседание; другие известные гражданскому процессу особенности.

Различия в процессуальном регламенте рассмотрения дел данной категории между гражданским и арбитражным процессом в основном сводятся к следующему.

АПК предусматривает возможность окончания рассмотрения дела, возникающего из административных и иных публичных правоотношений, примирением сторон путем достижения соглашения. Это соглашение не названо в законе мировым, однако принципиальная возможность урегулирования публично-правового конфликта таким образом АПК предусмотрена. Анализ статьи 190 АПК показывает отсутствие четкой концепции производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: с одной стороны в этих делах не сторон, а значит, нет спора (ст. 4 АПК), с другой – стороны могут урегулировать экономический спор, возникший из публичных правоотношений, путем достижения соглашения (ст. 190 АПК).

Отсутствие субъективных пределов законной силы судебного решения установлено в АПК только для решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 7 ст. 194 АПК), а не для всех решений, выносимых по данным делам (как это предусмотрено ст.248, 250 ГПК).

Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия и могут быть обжалованы только в кассационном порядке (ч. 4 ст. 195 АПК). Решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц подлежат немедленному исполнению (ч. 7 ст. 201 АПК)11.

Принципиальное отличие арбитражного процесса от гражданского состоит в том, что производство по делам об административных правонарушениях (как в отношении привлечения судами граждан и организаций к административной ответственности, так и в отношении рассмотрения судами жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности) не является частью гражданского процесса12, но является составной частью производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в арбитражных судах. Глава 25 АПК регламентирует порядок рассмотрения арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности, отнесенных к их подведомственности согласност. 23.1 КоАП РФ (§1 гл. 25), и порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (§2 гл. 25). При этом порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности арбитражными судами существенно отличается от аналогичного порядка, предусмотренного КоАП РФ, по которому эти дела рассматриваются судами общей юрисдикции. Суть этих изменений состоит в придании порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях состязательной формы. Должностное лицо, возбудившие дело и составившее протокол об административных правонарушениях по правилам КоАП, занимает положение стороны в этом производстве, оно не просто передает материалы о правонарушении по подведомственности в арбитражный суд для рассмотрения по существу, но выдвигает требование о привлечении к ответственности в форме заявления и отстаивает его в состязательном процессе. Явка должностного лица или представителя государственного органа может быть признана обязательной (ч. 4 ст. 205 АПК), рассмотрение возбуждается на основании заявления (ст. 203 АПК), а не протокола, по результатам рассмотрения принимается решение, а не постановление (ст. 206 АПК). Данные изменения отражают тенденции по формированию административного судопроизводства, которое, как и прочие формы осуществления правосудия, должно осуществляться на основе состязательности13.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Каких-либо отличий в порядке рассмотрения этой категории дел между АПК и ГПК нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: