Вопрос 2. Предмет, задачи и функции этнологии. Связь этнологии с другими науки

В современном понимании этнология это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы. Предмет это совокупность особых, изучаемых только этой наукой св-в объективной реальности. Предметная область этнологии рассмотрение компонентов этноса сквозь призму выполнения имиэтнических ф-ций. Этнология показывает не только различия этносов, но и выявляет их общие черты.

Задачи: изучить:- как человек воспринимает окружающий мир

-каковы в его представлении значения предметов окружающего мира,

- как происходит смена этих значений, как на смещения этих значений влияет межкультурное взаимодействие,

- что представляет собой этническая картина мира,
-каковы механизмы ее изменения,

- как носитель той или иной культуры адаптируется к
изменениям, происходящим в мире,

- как к ним адаптируется общество, в котором он живет,

- каковы пределы гибкости и подвижности этнической
традиции, что в сознании членов этноса в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как,

-какова взаимосвязь и взаимозависимость внутрикультурных парадигм, каковы их возможные траектории движения, пределы колебания,

- есть ли в этнической культуре неподвижные участки, которые удерживают всю структуру, предохраняя ее от распада в периоды бурных общественных процессов. Этнология, культурология и социология имеют пересечения в предмете своего исследования, но каждая изучает этот предмет с новой стороны, заимствуя, конечно, выводы и достижения друг друга.
Также она связана с политологией, антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии.

Вопрос 3. Основные подходы в изучении этноса (примордиализм, инструментализм, конструктивизм).

В последние десятилетия намечены различные попытки синтеза различных подходов к проблеме этничности. Так, западные исследователи Дж.Нейджел предложил рассматривать проблему этничности в синтезе инструментализма и конструктивизма, Д.Мак-Кэй - в синтезе примордиализма и инструментализма. Скотт предложил оппозиционную модель. В российской науке - Б.Е.Винер предложил рассматривать «этнический габитусу на основе теории практики П.Бурдье. Все существующие на сегодняшний день теории и концепции могут быть сведены к трем основным подходам в понимании проблемы этничности, а именно:

- Примордиализму;

- Инструментализму;

- Конструктивизму.

Примордиализм - одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками. Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях, развивавшимся на основе установок философского эссенциализма. В рамках примордиализма развивались эволюционистские представления об этносе, учение об этносе СМ. Широкогорова, дуалистическая концепция Ю. В. Бромлея, пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва и др. В настоящее время примордиалистическим представлениям противостоят направления, отрицающие изначальность этнических свойств — конструктивизм и инструментализм. Сущ. Природный и социальный(есть сообщество особей, основанное на биологических закономерностях, преобразованных в социальные.)

Инструментализм - направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон). Приверженцы инструментализма в этнологии сосредотачивали своё внимание не на изучении объективной основы существования этноса, а лишь на роли последнего в культуре[1]. В рамках данного подхода этничность признается инструментом, с помощью которого люди добиваются тех или иных целей. Конструктивизм - научное направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций. Среди разработчиков данного направления выделяют Б. Андерсона, П. Бурдье, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума. В России главным последователем конструктивизма является В. А. Тишков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: