ТЕМА 7. Противоречия эпохи Ивана IV Грозного

Цели и задачи: через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, рассмотреть сложную и противоречивое эпоху с разных точек зрения, посредством проведения «исторического суда» над Иваном IV, выявить причины противоречивости правления, итоги и последствия реформ и опричнины, студенты должны познакомиться с основными оценками в историографии данного исторического периода.

Основные понятия: террор, государственный террор, опричнина, избранная рада, приказы, стрельцы, Стоглав, кормления, местничество, земщина, «большая соха», удел, земский собор.

План занятия:

1. Портрет Ивана Грозного: исторический и психологический аспекты

2. Основные направления внутренней и внешней политики

3. Феномен опричнины. Опричнина как государственный террор

4. Оценка деятельности Ивана IV в отечественной историографии (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников).

Методика проведения занятия:

студенты делятся на следующие группы:

· Сторона обвинения (возможные представители – А.Ф. Адашев, Сильвестр, А.М. Курбский, митрополит Филипп, Владимир Старицкий и др.)

· Сторона защиты: Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романовна, опричники А. Басманов, В. Грязной).

· Врачи

· Эксперты (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников).

Каждая из групп готовит выступление на 10-20 мин, после выступления каждой предполагаются дебаты, эксперты высказываются по узловым вопросам, в конце занятия, в зависимости от уровня подготовки, качества аргументации выносится решение «исторического суда».

Основная литература:

1. Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 8. Том 9.

2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен, том.6. М., 2001

3. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории

4. Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической истории России середины XVI в. М. 1960

5. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М. 1989

6. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М. 2006

7. Исаев И.А. История государства и права

Вопросы и задания:

1. Перечислите основные направления позитивной деятельности Ивана IV

2. В чем состояла реформа суда?

3. Переведите на современный язык, о каком требование к суду предъявляет законодатель (по Судебнику 1550 г.)? «А судом по дружити и не мстити никому, и посула в суде не имати. Также и всяко­му судье посула в суде не имати»

4. Как изменил положение зависимых крестьян Судебник 1550 г.?

5. Какую главную цель преследовал Церковный собор 1551г.?

6.Начертите схему государственного управления, сложившуюся при Иване IV?

7. Какие реформы Ивана IV непосредственно способствовали централизации страны?

8. Какую роль Ливонская война сыграла во внутренней политике Ивана Грозного? (укажите не менее двух проявлений)

9. В каких городах и почему Иван Грозный проводил погромы?

10. Сопоставьте даты и события

1) Новгородский погром а) 1547

2) Венчание на царствование Ивана IV б) 1564

3) Образование Избранной рады в)1547

4) Судебник г) 1551

5) Стоглавый собор д) 1583

6) Начало опричнины е) 1552

7) Отмена опричнины ж) 1570

8) Окончание Ливонской войны з) 1549

9) Присоединение Казанского ханства и) 1550


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: