Внешняя политика Ливана в 1946-2010 гг

Ливан находился под владычеством турок 400 лет в составе Большой Сирии. После поражения Турции в Первой мировой войне и распада Османской империи территория Ливана отошла к Франции, также в составе сирийского мандата. Лишь в 1926 г. Ливан стал отдельной территориальной единицей, управляемой, однако, администрацией мандата Сирии. В 1943 г. Ливан официально приобрёл независимость. Неписанный «Национальный пакт» установил правило, по которому президентом страны должен быть христианин-маронит, премьер-министром - мусульманин-суннит, а спикером парламента - мусульманин-шиит). В 1948 г. Ливан принял участие в первой арабо-израильской войне. После поражения Арабской освободительной армии Ливан подписал с Израилем соглашение о прекращении огня. 100 тысяч арабских беженцев перебрались в Ливан.

С 1956 г. в Ливане начали усиливаться противоречия между христианами и мусульманами, вылившиеся в мае 1958 г. в первую гражданскую войну. Чтобы удержать власть в стране, президент Камиль Шамун обратился за военной помощью к США. Американские войска находились в стране с июля по октябрь 1958 г. до полной нормализации обстановки.

В 1975 г. в Ливане разразилась вторая гражданская война между мусульманской и христианской общинами. Война продолжалась 15 лет, разрушив некогда процветающую экономику страны, и прекратилась в 1990 г. подписанием Таифских соглашений. В 1976 г. по просьбе тогдашнего правительства в Ливан вошли сирийские войска. Сирийская оккупация продолжалась до 2006 г., несмотря на официальные требования президентов Ливана о выводе сирийских войск, начиная с 1983 г. В ходе войны дважды (в 1978 и 1982 гг.) в Ливан вторгалась Армия обороны Израиля. Силы Израиля оставались в южном Ливане вплоть до 2000 г. После вывода войск между Израилем и Ливаном была проведена чёткая граница - так называемая «голубая линия», однако небольшая территория к северу от Голанских высот так и осталась спорной.

После окончания гражданской войны 1975-1990 гг. в Ливане наступил недолгий период относительного спокойствия, прерванный правительственным кризисом, спровоцированным убийством экс-премьера страны Рафика Харири, последовавшим выводом из страны сирийских войск и израильско-ливанским конфликтом в 2006 г.

Ливан со времени обретения им независимости в середине XX в. остается ареной борьбы региональных и международных сил. Сирия, Ливия и другие арабские страны имеют свои интересы в Ливане. До 2005 г. внешняя политика Ливана находилась под сильным влиянием Сирии. После вывода войск Сирии в 2005 г., во внешней политике Ливана наметился более независимый курс.

Хотя политику ливанского правительства принято считать прозападной, политическая оппозиция во главе с Хезболлой и Свободное патриотическое движение выступают за укрепление внешнеполитических связей с Ираном и Сирией. Отношения Ливана с арабскими странами на современном этапе поначалу определялась событиями в Ираке, а также тем, что Сирия не могла рассчитывать на поддержку арабских стран в противостоянии с США, в связи с принятием резолюции 1559 Со-вета Безопасности ООН о выводе сирийских войск из Ливана и драматической гибелью Р. Харири.

В геостратегическом плане Ливан стал существенным звеном в ближневосточной цепи, внутренние противоречия которой усиливаются региональными конфликтами, «линии фронта» которых проходят по ливанской территории. Прежде всего, речь идет о противостоянии между Израилем, с одной стороны, и Сирией и Ираном - с другой. Рассматривая позиции Хезболлы на юге Ливана в качестве боевого плацдарма, Дамаск и Тегеран заинтересованы в использовании ливанской территории для проведения боевых операций против Израиля. Такая политика предполагает многоплановую поддержку определенных политических сил (прежде всего, Хезболлы и Амаль (шиитские органзиции)), а также предоставление материальной помощи (в основном иранской).

Саудовская Аравия в свою очередь поддерживает ливанских суннитов и продолжает увеличивать и без того колоссальный объем инвестиций в экономику Ливана. Конфликт интересов Саудовской Аравии и Сирии в Ливане проистекает из более широкого саудовско-сирийского, а также саудовско-иранского, противостояния, так как Сирия пытается проводить в регионе собственную, не совпадающую с «общеарабской» политическую линию, включающую переговоры с Израилем, арабскую мирную инициативу, ситуации в Ираке и Газе. Стратегический союз Сирии с Ираном и его активное вмешательство в арабские дела не может не вызывать недовольства саудовской элиты.

Ливано-сирийские отношения оставались достаточно сложными во время «кедровой революции» 2005 г. и последующей победы на выборах антисирийского блока при сохранении поста президента за Э. Лахудом, фактически ставленником Сирии. Убийство П. Жмайеля только усугубило ситуацию, так как правящее большинство вместе с США обвинило в этом сирийское руководство, как и в случае с убийством Р. Харири. В марте 2008 г. Правительство Ливана приняло решение бойкотировать общеарабский саммит в Дамаске, на котором положение в стране являлось одной из главных тем повестки дня, а глава правительства Фуад Синьора потребовал рассмотреть вопрос ливано-сирийских отношений на срочной внеочередной встрече. В настоящее время общая тенденция ливано-сирийских отношений заключается в повышении сирийского влияния на «Хезболла».

Одной из главных причин падения правительства Саада Харири стал отказ С. Харири прекратить деятельность Специального трибунала по Ливану (СТЛ), как того настойчиво требовали главные политические силы просирийского блока - шиитская «Хезболла», христианское Свободное патриотическое движение (СПД) и шиитский Амаль. После отставки кабинета Харири просирийский блок получил право формировать новое правительство, компромисса по которому удалось достичь только в июне 2011 г. в результате длительных консультаций и сложных межпартийных переговоров. Стало очевидно, что соотношение сил в ливанской политике изменилось в пользу Сирии и Ирана. Однако в 2011 г. на ливанскую внешнюю политику начали влиять новые факторы.

Изменения регионального контекста, связанные с событиями «арабской весны» и, в частности, с ситуацией в Сирии и нарастанием международного давления на режим Башара Асада в течение лета-осени 2011 г., оказали прямое воздействие как на соотношение сил внутри Ливана, так и на его внешнюю политику. Изменившаяся обстановка в Сирии ослабила позиции «Хезболла» и ее союзников. Внешние условия ливанского конфликта, остававшиеся стабильными в течение нескольких лет, начали меняться. Современная ситуация в Ливане указывает на то, насколько сильно страна подвержена внешнему влиянию. Ливан гармонично вписывается в пространство Большого Ближнего Востока, а, следовательно, в значительной степени зависит от процессов и тенденций, существующих в регионе, принимая участие в формировании регионального политического климата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: