ТЕМА 16. Великая Отечественная война

Цели и задачи: студенты должны раскрыть основные проблемы темы, разделять понятия II Мировая и Вов, знать ключевые даты, разбираться в особенностях мировой политики, описывать сражения Вов, иметь представление о героических подвигах советских людей, раскрывать итоги последствия войн, их оценку в отечественной и зарубежной историографии.

План занятия:

1. Внешнеполитическая обстановка накануне войны. Взаимоотношение СССР с Западом

2. II Мировая и Великая Отечественная война (соотношение понятий, особенности, даты, участники, причины)

3. Начало войны. Этапы Вов

4. Основные сражения

· Московская битва

· Сталинградское сражение

· Курская битва

· Завершающий этап Вов, освобождение территории СССР

5. Итоги и последствия. Оценка в историографии. Героизм советских людей

Основная литература:

1. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России

3. Сахаров А.Н. история России XX в.

4. Верт Н. История советского государства. М., 1994

5. Отечественная история (1917-2001гг.). /Киселева Н.В., Козлов А.И. М.2002

Дополнительная литература:

1. Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил / Под ред. Г. Ф. Кривошеева (http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/)

2. Боффа Дж. История Советского союза

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Boffa/index.php

4. История России в портретах. Т.2.М. 1996

Вопросы и задания:

1. Проведите параллели между I и II Мировыми войнами, выделите общее и особенное.

2. Когда и за что СССР был исключен из Лиги Наций?

3. Укажите основное содержание договора между СССР и Германией от 23.08.1939 г.

4. Когда и почему территория Прибалтики оказалась в составе СССР? В чем противоречивость оценок этого события?

5. В 1941 году укажите страны, которые входили в антигитлеровскую коалицию:

СССР, Польша, Румыния, Япония, Великобритания, Финляндия, Болгария, США, Китай, Италия

6. Дайте определения понятиям:

· Холокост

· Блицкриг

· Второй фронт

· Нюрнбергский процесс

7. М. Мельтюхов в своей монографии «Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941» приводит такие данные:

  Красная армия Противник Соотношение
Дивизии     1,1:1
Личный состав 3 289 851 4 306 800 1:1,3
Орудия и миномёты 59 787 42 601 1,4:1
Танки и штурмовые орудия 15 687 4 171 3,8:1
Самолёты 10 743 4 846 2,2:1

Какие выводы можно сделать?

8. В чем состоял план «Барбаросса»?

9. Укажите даты событий:

· Битва за Смоленск

· Московская битва

· Сталинградская битва

· Курская битва

· Блокада Ленинграда

10. Назовите конференции «Большой тройки» и даты их проведения

11. Какие фильмы советского кинематографа о Вов вам известны? (не менее 5)

12. Кто из героев Вов вам известен? (не менее 5) Укажите их героический подвиг.

13. Сравните людские потери СССР и других стран-участниц

14. «Все попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны, оправдать настоящих преступников и оклеветать героев-победителей - обречены на провал». В. Путин. В чем состоит современная проблема в оценке итогов II Мировой войны?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: