Цели и задачи: студенты должны раскрыть основные проблемы темы, разделять понятия II Мировая и Вов, знать ключевые даты, разбираться в особенностях мировой политики, описывать сражения Вов, иметь представление о героических подвигах советских людей, раскрывать итоги последствия войн, их оценку в отечественной и зарубежной историографии.
План занятия:
1. Внешнеполитическая обстановка накануне войны. Взаимоотношение СССР с Западом
2. II Мировая и Великая Отечественная война (соотношение понятий, особенности, даты, участники, причины)
3. Начало войны. Этапы Вов
4. Основные сражения
· Московская битва
· Сталинградское сражение
· Курская битва
· Завершающий этап Вов, освобождение территории СССР
5. Итоги и последствия. Оценка в историографии. Героизм советских людей
Основная литература:
1. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России
3. Сахаров А.Н. история России XX в.
4. Верт Н. История советского государства. М., 1994
|
|
5. Отечественная история (1917-2001гг.). /Киселева Н.В., Козлов А.И. М.2002
Дополнительная литература:
1. Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил / Под ред. Г. Ф. Кривошеева (http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/)
2. Боффа Дж. История Советского союза
3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Boffa/index.php
4. История России в портретах. Т.2.М. 1996
Вопросы и задания:
1. Проведите параллели между I и II Мировыми войнами, выделите общее и особенное.
2. Когда и за что СССР был исключен из Лиги Наций?
3. Укажите основное содержание договора между СССР и Германией от 23.08.1939 г.
4. Когда и почему территория Прибалтики оказалась в составе СССР? В чем противоречивость оценок этого события?
5. В 1941 году укажите страны, которые входили в антигитлеровскую коалицию:
СССР, Польша, Румыния, Япония, Великобритания, Финляндия, Болгария, США, Китай, Италия
6. Дайте определения понятиям:
· Холокост
· Блицкриг
· Второй фронт
· Нюрнбергский процесс
7. М. Мельтюхов в своей монографии «Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939—1941» приводит такие данные:
Красная армия | Противник | Соотношение | |
Дивизии | 1,1:1 | ||
Личный состав | 3 289 851 | 4 306 800 | 1:1,3 |
Орудия и миномёты | 59 787 | 42 601 | 1,4:1 |
Танки и штурмовые орудия | 15 687 | 4 171 | 3,8:1 |
Самолёты | 10 743 | 4 846 | 2,2:1 |
Какие выводы можно сделать?
8. В чем состоял план «Барбаросса»?
9. Укажите даты событий:
· Битва за Смоленск
· Московская битва
· Сталинградская битва
· Курская битва
· Блокада Ленинграда
10. Назовите конференции «Большой тройки» и даты их проведения
11. Какие фильмы советского кинематографа о Вов вам известны? (не менее 5)
12. Кто из героев Вов вам известен? (не менее 5) Укажите их героический подвиг.
|
|
13. Сравните людские потери СССР и других стран-участниц
14. «Все попытки пересмотреть итоги Второй мировой войны, оправдать настоящих преступников и оклеветать героев-победителей - обречены на провал». В. Путин. В чем состоит современная проблема в оценке итогов II Мировой войны?