Предмет и система МП

Как и любая правовая система, международное публичное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.

К межгосударственным относятся отношения:

1) между государствами;

2) между государствами и нациями, борющимися за независимость.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений — государствами. Собственно говоря, международное публичное право складывалось и развивалось (до самого недавнего времени) исключительно как межгосударственное.

Что касается отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой по сути как бы «предгосударства» и отношения с ними — это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государева будут созданы.

Однако международное публичное право регулирует и отношения немежгосударственного характера — т.е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился, и многие отношения, например, обеспечение и защита прав человека) перешли из категории дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства, в сферу общих интересов государств.

Международными немежгосударственными являются отношения:

1) между государствами и международными организациязли, а также государствоподобными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой;

4) между физическими и юридическими лицами.

Иногда предмет регулирования международно-правовых и внутригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий и граждан. В этом случае, речь можно вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают характер комплексных правоотношений.

Международное публичное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядро современного международного публичного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного публичного права. Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного публичного права должны соответствовать положениям основных принципов.

Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли. Отрасли международного публичного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Например, отрасль «право международной безопасности» регулирует отношения по обеспечению международного мира и безопасности, «право международных организаций» — порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного публичного права и т.д. В качестве «несущей конструкции» каждой отрасли выступают основные принципы международного публичного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвоения космического пространства в космическом праве).

Относительно числа и названия отраслей международного публичного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.

В международном праве сформировались следующие отрасли:

- право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного публичного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);

- право международных договоров;

- право международных организаций;

- право международных конференций и совещаний;

- право внешних сношений;

- право международной безопасности;

- международное гуманитарное право;

- международное публичное право в период международных конфликтов;

- право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

- международное морское право;

- международное воздушное право;

- международное космическое право;

- международное атомное право;

- право охраны окружающей среды;

- международное экономическое право.

Отрасли международного публичного права в свою очередь состоят из более простых образований — подотраслей и институтов.

Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в период вооруженных конфликтов». Предмет регулирования этих подотраслей един — обеспечение и защита прав человека. В период вооруженных конфликтов «включается» в действие целый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль «гуманитарного права в период вооруженных конфликтов».

Международно-правовой институт — более мелкий элемент правовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить их из массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Примерами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных договоров и др.

Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты международного публичного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного публичного права или институтов. Так, нормы института консульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою «основную прописку» в отрасли «право внешних сношений», входят в состав и международного гуманитарного права, и права международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы.

Система МП: принципы, институты, нормы (+отрасли)

Отношения, регулируемые МП, есть «международные правоотношения».
Подразделяются на группы:

1. отношения между государствами (2-сторонние, локальные многосторонние, универсальные, затрагивающие интересы всего международного сообщества).

2. Отношения между государствами и международными межправительственными организациями.

3. отношения между государствами и нациями борющиеся за независимость.

4. отношения международных организаций друг с другом.

5. отношения между государствами и государствоподобными образованиями (частично суверенные образования).

Международные межгосударственные отношения в зависимости от затрагиваемых проблем:

1. Связанные с проблемами международной безопасности, разоружения, глобальных международных процессов, режимами международных территорий (космос, открытое море, Антарктика).

2. Установление гос границ, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда и т.п.

3. Защита прав человека, уголовная юрисдикция в отношении международных преступлений, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы.

Предметом международного права – являются любые публично-правовые отношения непосредственно затрагивающие интересы государств.
Функции МП –

1. упрочение стабильной системы международных отношений – главная социальная функция МП.

2. правовое регулирование международных отношений – главная юридическая функция МП.

3. главная охранительная функция МП- противодействие тенденциям дестабилизации, применения силы, совершения международных преступлений

4. расширение и углубления связей между государствами, развитие международного разделения труда, рынка товаров, услуг и рабочей силы.

5. информационная функция МП - передача накопленного опыта рационального поведения государств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: