Психология как наука

Область психических явлений – обычно понимаются элементы субъективного, внутреннего опыта, м.б. сознательными и бессознательными. Но это и вся область от отражения простейшими животными отдельных свойств окружающей среды до сознательного представления сложных связей природного и социального мира, в которой живет человек. Т.е. - Связана с общей психологией.

2. Психология - наука, изучающая психическую, «душевную» жизнь, как особую реальность. Психологические факты – отражение человеческой психики. Психология характеризует особенности конкретного индивида (св-ва психики, сознания как человека вообще), как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений, предпочтений, черт характера. Т.е. - связана с дифференциальной психологией.

Т. о., психология как наука, это:

1) Знание о психике субъекта

2) Знание о психологии субъекта

Отличия научной и житейской П

Основное отличие НП от ЖП: для ЖП поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в НП происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. В НП возможно в специальной экспериментальной ситуации выделить элементы явления, воспроизвести их, измерить, выявить связи этих элементов и устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

ОТЛИЧИЯ 1. Получение знаний: в обыденной, ЖП - Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно;

Научная П. - Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний: в обыденной, ЖП - Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняются в личном опыте, художественной литературе.

Научная П. – Знания систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются. Сохраняются в научной литературе.

3. Воспрозведение знаний: вобыденной, ЖП - Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передаются в личностном общении.

Научная П. - полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

2/ Классификация методов психологии. Метод–способ достижения цели или способ изучения объективной действит-сти. Основн. методами психологии явл:1 Неэкспериментальные: Наблюдение -виды: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное наблюдение (длительное, иногда в течение ряда лет), выборочное наблюдение (когда обращают внимание только на те факты поведения человека, которые имеют отношение к изучаемому вопросу),сплошное наблюдение (когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение определенного периода). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:-определение задачи и цели,-выбор объекта,предмета и ситуации,-выбор способа,- выбор способов регистрации наблюдаемого,-обработка и интерпретация полученной информации. Беседа предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его действии. Виды:непринужденное,интервью, вопросники и психологические анкеты.Одной из важнейших требований к беседе является непринужденность. Нельзя превращать беседу в допрос. Очень важно продумывать беседу заранее.Изучение продуктов деятельности:в качестве объекта исследования могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи,рисунки,дневниковые записи, школьные сочинения и т.п.).Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения. 2. Диагностические методы: Тест- стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами. Игры -Это игровые ситуации,где хорошо проявляются индивидуальные особенности личности испытуемого.3. Экспериментальные методы: Эксперимент –активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого,а целью создания условий,в кот-ых выявляется психологический факт. Эксперимент является главным методом психологического исследования. Различают:- лабораторный эксперимент(проходит в специальных условиях), естественный эксперимент(проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди даже не подозревают, что за ними наблюдают, однако его результаты фиксируются, и он позволяет выявить наиболее достоверную информации

3/ Современные представления о природе и функциях психики. Основные характеристики психики.

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психика – субъективное отражение объективной реальности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: