В римском праве существовало различие в понятиях fas (воля богов) и jus (человеческие установления, справедливость, право).
Римское право по характеру интересов, защищаемых правом, делится на два правовых пространства: публичное (jus publicum) и частное (jusprivatum).
Публичное право:
* охраняло интересы государства — священной Римской империи;
* действовали императивные нормы права;
» нормы публичного права не могли изменяться соглашением отдельных лиц;
«защита происходила от лица государственных органов в рамках
административного или уголовного процесса. Частное право:
* защищало интересы частных лиц;
действовали преимущественно диспозитивные и уполномочивающие нормы (при наличии императивных);
* нормы частного права могли определяться соглашениями отдельных лиц;
защита осуществлялась по частной инициативе в форме гражданского процесса.
Нормы частного права. В частном праве действует принцип «ita ius esto» (как они договорятся, так пусть и будет), т. е. стороны сами определяют объем и характер своих прав и обязанностей, и такое соглашение — как бы закон (диспозитивные нормы права), например при написании завещания.
Виды норм частного римского права:
» уполномочивающие (дают участникам возможность совершить определенные действия);
• диспозитивные (дают участникам отношений возможность самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей);
* установленные сторонами (участниками договорных отношений);
» восполнительные (дополняли определенные необходимые действия);
» условно-обязательные (могли возникнуть в процессе деятельности, а могли и не возникнуть).
Частное право, в свою очередь, делится на отдельные «ветви»:
• естественное право —jus naturale',
» цивильное право (квиритское право, строгое право) — jus civile;
«преторское право — jus praetorium;
» право народов — jus gentium.
В классическом праве противопоставление цивильного права праву народов было дополнено противопоставлением строгого права (jus strictum справедливому праву jus aeguum).
Эти правовые системы взаимодействовали и дополняли друг друга, преторское и право народов влияли на цивильное право, что позволяло преодолеть формализм и систему жестких исков строгого права. К началу VI в. образовалось единое римское право (юстиниановский период).
Также выделялось субсидиарное (вспомогательное) право римских провинций: греческое, восточное, египетское, еврейское.
По признаку формы источников римское право делилось на писаное (jus scriptum) и неписаное право (jus поп scriptum).
Писаное право — законы и другие нормы государственных органов, закрепленные в письменной форме (lex, leges, legitimus).
Римское частное право
Неписаное право — совокупность норм правовых обычаев, а именно: обычаи предков, обычная практика, обычаи жрецов, обычаи магистратов.
Римское право можно также разделить по его действию во времени:
«jus vetus (древние законы);
» jus novus (императорское законодательство).
Противоположные принципы их использования (в первом случае действовало правило: чем закон древнее, тем правильнее; во втором — наоборот) привели к острой необходимости кодификации права в юстиниановский период (одна из причин создания Свода Юстиниана).
Система римского права — это и определенный порядок группировки (расположения) правовых норм. Существует две системы группировки правовых норм:
* пандектная;
* институционная.
Пандектная система включает в себя общую часть и четыре, специальных раздела:» вещное право;
* обязательственное право; семейное право; наследственное право.
В институционной системе отсутствует общая часть, а специальные разделы делятся на следующие группы: «субъекты права;» вещное право;» обязательственное право; «наследственное право.
Предметом римского частного права является изучение правового положения субъектов права (частных лиц) и способов их защиты в области вещного, обязательственного права, брачно-семейных и наследственных отношений, изучение соответствующих правовых институтов в их историческом и логическом развитии.
Римское право основано на жестких формально-логических конструкциях и изложено на латыни. Латынь и логика — мать и отец римского права, в его основе также — здравый смысл и принцип справедливости. Основной логический метод — дедуктивный, т. е. общие принципы и правила права применяются к казусам (конкретным случаям из практики). Казуистика — основной жанр римской юриспруденции.
Идеология римского права:
всеобщая справедливость — не пустые слова, она есть, и она выражается в праве;
• всеобщая справедливость существует только как конкретная справедливость в каждом конкретном случае;
• задача юриста, судьи — уметь найти эту справедливость, т. е. уметь удовлетворить и примирить даже самые противоречивые интересы (в этом цель судебно-правовой системы);
* право — не отвлеченная схема, навязанная обществу извне, а результат человеческого опыта по согласованию интересов внутри общества, право — это живые нервы общества, оно обладает жизненностью (что логично, то и законно); действует запретительный принцип в праве — quae поп suntprohibita, permisae intelligintur (что не запрещено явно, то разрешено); критерием совершенства правовой системы может быть только ее гуманизм в конкретно-историческом смысле: насколько масштаб системы соответствует масштабу отдельной личности;
принцип культа Права и относительности Закона; необходимость четкой формулировки закона, а также гибкого его применения; отсутствие жестких определений правовых понятий, римские юристы их избегали — «всякое определение в цивильном праве опасно, ибо резкое определение нельзя опровергнуть», более того, summumjus — summa injuria (завершенное, полное право — есть высшая несправедливость, беззаконие).