Система римского права и предмет курса

В римском праве существовало различие в понятиях fas (воля бо­гов) и jus (человеческие установления, справедливость, право).

Римское право по характеру интересов, защищаемых правом, делит­ся на два правовых пространства: публичное (jus publicum) и частное (jusprivatum).

Публичное право:

* охраняло интересы государства — священной Римской империи;

* действовали императивные нормы права;

» нормы публичного права не могли изменяться соглашением от­дельных лиц;

«защита происходила от лица государственных органов в рамках

административного или уголовного процесса. Частное право:

* защищало интересы частных лиц;

действовали преимущественно диспозитивные и уполномочива­ющие нормы (при наличии императивных);

* нормы частного права могли определяться соглашениями от­дельных лиц;

защита осуществлялась по частной инициативе в форме граж­данского процесса.

Нормы частного права. В частном праве действует принцип «ita ius esto» (как они договорятся, так пусть и будет), т. е. стороны сами опре­деляют объем и характер своих прав и обязанностей, и такое соглаше­ние — как бы закон (диспозитивные нормы права), например при на­писании завещания.

Виды норм частного римского права:

» уполномочивающие (дают участникам возможность совершить определенные действия);

• диспозитивные (дают участникам отношений возможность самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей);

* установленные сторонами (участниками договорных отношений);

» восполнительные (дополняли определенные необходимые дей­ствия);

» условно-обязательные (могли возникнуть в процессе деятельно­сти, а могли и не возникнуть).

Частное право, в свою очередь, делится на отдельные «ветви»:

• естественное право —jus naturale',

» цивильное право (квиритское право, строгое право)jus civile;

«преторское право — jus praetorium;

» право народов — jus gentium.

В классическом праве противопоставление цивильного права пра­ву народов было дополнено противопоставлением строгого права (jus strictum справедливому праву jus aeguum).

Эти правовые системы взаимодействовали и дополняли друг друга, преторское и право народов влияли на цивильное право, что позволя­ло преодолеть формализм и систему жестких исков строгого права. К началу VI в. образовалось единое римское право (юстиниановский период).

Также выделялось субсидиарное (вспомогательное) право римских провинций: греческое, восточное, египетское, еврейское.

По признаку формы источников римское право делилось на писа­ное (jus scriptum) и неписаное право (jus поп scriptum).

Писаное право — законы и другие нормы государственных органов, закрепленные в письменной форме (lex, leges, legitimus).

Римское частное право

Неписаное право — совокупность норм правовых обычаев, а именно: обычаи предков, обычная практика, обычаи жрецов, обычаи магистратов.

Римское право можно также разделить по его действию во времени:

«jus vetus (древние законы);

» jus novus (императорское законодательство).

Противоположные принципы их использования (в первом случае действовало правило: чем закон древнее, тем правильнее; во вто­ром — наоборот) привели к острой необходимости кодификации пра­ва в юстиниановский период (одна из причин создания Свода Юсти­ниана).

Система римского права — это и определенный порядок группиров­ки (расположения) правовых норм. Существует две системы группи­ровки правовых норм:

* пандектная;

* институционная.

Пандектная система включает в себя общую часть и четыре, специ­альных раздела:» вещное право;

* обязательственное право; семейное право; наследственное право.

В институционной системе отсутствует общая часть, а специальные разделы делятся на следующие группы: «субъекты права;» вещное право;» обязательственное право; «наследственное право.

Предметом римского частного права является изучение правового положения субъектов права (частных лиц) и способов их защиты в об­ласти вещного, обязательственного права, брачно-семейных и наслед­ственных отношений, изучение соответствующих правовых институ­тов в их историческом и логическом развитии.

Римское право основано на жестких формально-логических кон­струкциях и изложено на латыни. Латынь и логика — мать и отец рим­ского права, в его основе также — здравый смысл и принцип спра­ведливости. Основной логический метод — дедуктивный, т. е. общие принципы и правила права применяются к казусам (конкретным случаям из практики). Казуистика — основной жанр римской юриспру­денции.

Идеология римского права:

всеобщая справедливость — не пустые слова, она есть, и она выра­жается в праве;

• всеобщая справедливость существует только как конкретная справедливость в каждом конкретном случае;

• задача юриста, судьи — уметь найти эту справедливость, т. е. уметь удовлетворить и примирить даже самые противоречивые интересы (в этом цель судебно-правовой системы);

* право — не отвлеченная схема, навязанная обществу извне, а ре­зультат человеческого опыта по согласованию интересов внутри общества, право — это живые нервы общества, оно обладает жиз­ненностью (что логично, то и законно); действует запретитель­ный принцип в правеquae поп suntprohibita, permisae intelligintur (что не запрещено явно, то разрешено); критерием совершенства правовой системы может быть только ее гуманизм в конкретно-историческом смысле: насколько масш­таб системы соответствует масштабу отдельной личности;

принцип культа Права и относительности Закона; необходимость четкой формулировки закона, а также гибкого его применения; отсутствие жестких определений правовых понятий, римские юристы их избегали — «всякое определение в цивиль­ном праве опасно, ибо резкое определение нельзя опровергнуть», более того, summumjus — summa injuria (завершенное, полное пра­во — есть высшая несправедливость, беззаконие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: