Коммуникативная фаза речи.
Время: 4 часа.
Цель занятия: Семинарское занятие должно способствовать формированию культуры поведения оратора в аудитории, прививать навыки и умения публичного выступления
Вид семинара: тематический семинар.
Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Способы выступления. Что такое импровизация?
2. Манера выступления.
3. Поза оратора. Поведение оратора в процессе выступления.
4. Требования к жестикуляции. Классификации жестов.
5. «Ораторский страх» и способы борьбы с ним.
6. Речи информативные и убеждающие.
Задания и методические указания студентам по подготовке к семинару:
1. Изучить основную литературу на выбор:
-Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1995. С.45-54.
-Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие.– Ростов н/Д: Феникс, 2008
-Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. С.127-139.
-Кузнецов И.Н. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000
-Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996. С.299-307.
|
|
2. Ознакомиться с дополнительной литературой:
- Сопер П. Основы искусства речи. Гл.VI1.
3. Практические задания:
1) Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз:
Все это не для меня.
Пришли и те, и другие.
Пусть это останется между нами.
Мы-то с тобой поймем друг друга.
Избавь меня от этого, я этого не хочу.
Так все напутано, такая неразбериха.
Нет-нет, ни за что
2) Смотря телевизор, обратите внимание, как ораторы используют жесты и мимику. Как вы думаете, насколько осознанно они пользуются «языком движений»? Обобщите ваши наблюдения в виде короткого выступления.
3) Убедите своего собеседника с помощью разнообразных речевых и невербальных средств в одной из предложенных ситуаций:
Отпустите меня с занятий
Купите у меня этот товар
Регулярно посещайте стоматолога
Подпишитесь на газету «…»
4. Вопросы для самоконтроля:
1) Что понимается под невербальными средствами общения?
2) Какие типы жестов бывают и чем они различаются?
Тема № 10.