Тема №5. Речевой этикет

Время: 4 часа.

Цель занятия: Познакомить студентов с основными факторами успешного/неуспешного речевого поведения и методами его совершенствования; прививать навыки речевого этикета.

Вид семинара: семинар-конференция.

Темы выступлений (рефератов):

1. Что такое речевой этикет.

2. Этикет и речевая ситуация. Формулы речевого этикета.

1. Речевой этикет знакомства. Представление.

2. Правила приветствия и прощания.

3. Риторика обращения; история обращения людей друг к другу в России.

4. «Ты» и «вы» в речевом этикете.

5. Этика речевого поведения в разных ситуациях (поздравление, сочувствие, благодарность, извинение).

6. Мастерство комплимента.

9. Речевая стратегия и тактика: к чему стремятся люди при общении и чего они избегают.

Литература:

- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М, 1989.

- Формановская Н.И.Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. – М.: Русский язык, 2002.

- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1983.

- Лазарева Э.А. Культура речи: Речевой этикет: Методические разработки. – Екатеринбург, 1999.

-Смелкова З.С. Азбука общения, - Самара, 1994.

-Стернин И.А. Русский речевой этикет. – Воронеж, 1996.

Задание студентам по подготовке к семинару:

1) Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете в разных ситуациях обращения.

2) Законспектировать:

Шмелева Т.В. Кодекс речевого поведения // Рус.яз. за рубежом. – 1983,

№ 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: