Утрата и ограничение правоспособности

Понятие capitis deminutio. Утрата одного из трех состояний правоспособности (см. п. 102) влекла за собою и утрату правоспособности — capitis deminutio. Первоначально capitis deminutio рассматривалась как гражданская смерть. Однако, в дальнейшем стали считать, что за гражданской смертью следовало то, что некоторые историки римского права (Жирар) называют возрождением: умерший как бы возрождался в качестве новой, с точки зрения права, личности. С утратой свободы его можно было считать возродившимся iure naturali, поскольку юристы периода империи признавали всех людей равными перед лицом естественного права. С утратой римского гражданства capite minutus с того времени, как перегрины стали признаваться правоспособными, рассматривался как возрождавшийся iure gentium. Наконец, с утратой прежнего status familiae, лицо, не утрачивавшее при этом ни свободы, ни гражданства, возрождалось iure civili, ибо оно приобретало новое семейное состояние.
Таким образом, с течением времени capitis deminutio стала признаваться изменением состояния лица, permutatio status. Отсюда и различия в степенях capitis deminutio: утрата свободы рассматривалась, как capitio deminutio maxima, утрата гражданства составляла capitis deminutio media, утрата, или точнее, изменение семейного состояния признавалась capitis deminuto minima.
Основания capitis deminutio. Основания capitis deminutio были различны для разных ее степеней.
Capitis deminutio maxima была следствием всех указанных выше оснований возникновения рабства. Следует, однако, помнить, что postliminium (п. 108) устранял действие capitis deminutio maxima в случаях, когда взятый в плен римлянин возвращался на территорию римского государства. В тех же случаях, когда он умирал в плену, его считали в силу фикции, введенной lex Cornelia (законом неизвестного времени издания), умершим в самый момент пленения, и наследование после него регулировалось общими правилами римского права.
Основаниями capitis deminutio media были все указанные выше основания утраты римского гражданства.
Основаниями capitis deminutio minima были обстоятельства, порывавшие старые и устанавливавшие новые семейные связи. Сюда относились обстоятельства, вследствие которых persona sui juris становилась persona alieni iuris: вступление женщины sui iuris в брак cum manu, arrogatio, узаконение. Сюда же относились обстоятельства, в силу которых лицо alieni iuris переходило из-под одной семейной власти под другую: вступление дочери in patria potestate в брак cum manu, adoptio, также переход in mancipium (в кабалу). Capitis deminutio minima имела место и тогда, когда сын становился persona sui iuris с освобождением его от mancipium после третьей его продажи, а равно и в тех случаях, когда становились persona sui iuris дочь или внук, освобожденные из mancipium после первой продажи их. Очевидно, что в трех последних случаях capitis deminutio не только не была гражданской смертью, но и не означала умаления гражданской личности, наоборот, она была расширением правоспособности сына, внука или дочери.
Тем не менее, первоначальная концепция capitis deminutio, как гражданской смерти, проявлялась всегда в регулировании последствий capitis deminutio, в том числе и capitis deminutio minima.

26. Правовое положение римских граждан
1. Римское гражданство приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем — путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.
Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или по крайней мере недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).
2. Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов:
ius conubii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii —, т.е. право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.
Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (lib-ertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.
В III в. н.э. формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы', всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.
Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали себя знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права, например не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и пр.
3. В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право не знало соответствующих категорий, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.
Дееспособность человека всегда и везде зависит прежде всего от возраста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) — вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет).
Impuberes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна (auctoritas tutons), которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже). Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистрата. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было безусловно необходимо.
Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения.
Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет- В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, какое было до совершения сделки (так называемая реституция, restitutio in integmm, см. выше, разд. II, § 5, п. 3). Со II в. н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя). Источники римского права дают материал для того, чтобы определить, чем попечительство отличается от опеки. Исторически эти два института сложились так, что опека назначалась над несовершеннолетними, а также (вплоть до классического периода) над женщинами независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.
Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12) — 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.
На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.
Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так
расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение;
кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства, расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог.
В течение ряда веков существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности для женщин. В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юстиниановой эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда (D. 1.5.9, Папиниан: «...по многим постановлениям нашего права женщины находятся в худшем положении, чем мужчины»),
4. В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamia наступала: а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение. в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения, см. ниже, разд. VII), из отношения по поводу опеки и т.п.; б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась за infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятия позорной про-фессией (например, сводничеством и т.п.). В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначить процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права.
От personae infames отличались personae turpes — это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением personae turpes было ограничение в области наследования.
Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intestabilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показание по поводу этой сделки, признается intestabilis, т.е. неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способно составить завещание).

27. Правовое положение латинов и перегринов
Latini — это жители Лациума и их потомство. Также к латинам относятся жители отдельных италийских общин за пределами Лациума — latinitas, которым правовое положение latini предоставлялось Латинским союзом особыми актами Римской империи. Также категорией latini наделяются лица, освобожденные из рабства господином-латином. С момента появления закона Lex lunia Norbana (19 г. до н. э.) latini становятся освобожденные из рабства (при определенных условиях) римским гражданином, они несколько ограничиваются в правоспособности и после пере-хода их в число свободных людей.
Правовое положение latini приобретается:
• рождением, при этом ребенок, рожденный в браке, следует состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следует состоянию матери;
• присвоением правового положения латина актом гос власти;
• добровольным переходом римского гражданина в число latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;
• освобождением из рабства господином — латином или римлянином — при условиях, предусмотренных законом lunia Norbana
Латины не имели права служить в римских легионах, но при этом, если они находились в Риме, могли участвовать в голосовании и народных собраниях.
Latini делятся на три группы:
1. latini veteres;. -
2. latini coloniarii;
3. latini luniani.
Правовое положение латинов зависело от принадлежности к той или иной группе. Latini veteres имели ius conubii и ius commercii. Остальные латины, не имея ius conubii, имели ius commercii, которое ограничивалось для latini luniani. Latini luniani не имели права составлять завещание, все их имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.
Римское гражданство латины приобретали в силу общих постановлений, касавшихся целых категорий латинов при определенных обстоятельствах, либо в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Римское гражданство присваивалось latini veteres, переселившимся в Рим. Война, возникшая между Италией и Римом, привела к присвоению римского гражданства всему населению Италии. Имущественные споры латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.
Перегрины — население территорий, завоеванных Римом, не обращенное в рабство. Они не имели римского гражданства.
Правовое положение перегринов приобретается:
• с рождением от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки;
• присуждением уголовным судом к aquae et ignis interdictio в период республики;
• присуждением к высылке в период империи.
Политических прав перегрины не имели. В частноправовой сфере перегрины подчинялись своим национальным системам права. Leges provinciae — формальное основание действия национальных систем, устанавливавшее правовое положение отдельных провинций. Развитие торговли затруднялось из-за множества систем частного права (в каждой провинции была установлена своя система частного права) и из-за отсутствия норм, которые регулировали бы отношения перегринов и римлян. Для решения этих проблем преторами и юристами была выработана правовая система — ius gentium.Римское гражданство приобреталось Перегринами либо в силу законов, которые присваивали римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству, либо в силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданств.

28. Правовое положение вольноотпущенников
В классическом рим праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: напр, раб отпущ на свободу квиритск собственником, приобретал права рим ГН, а отпущ на свободу лицом, право собственности кот опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт – только латином. При Юстиниане – различия сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с ЗН, вотльноотпущ становился рим ГН.
Однако либертин не вполне приравнив к свободнорожденному (ingenuus). Сущ спец ограничения: до Августа – запрет вступ в брак с лицом свободнорожденным, до Юстиниана – с лицом сенаторского звания. + либертин в завис-ти от бывш господина (патрона). См.выше.
В случае неблагодарности по отношению к бывш господину – может быть возвращен в рабство.

29. Понятие и виды манумиссио
До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина (manumissio). Древнее время знало три способа:
1) manumission testamento – путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание (ранее оно публично – как воля народа). Формы:
- завещатель прямо предписывает: раб становится свободным с момента вступления завещания в действие
- мог возлодить на наследника обязанность освободить раба
- освобождение под суспенсивным (отлагат) условием (если внесет сумму денег наследнику)
2) manumissio censu – внесение раба в списки ГН с ведома господина (до принципата, когда ценз был отменен)
3) manumissio vindicta – мнимый процесс о свободе (legisactio per sacramentum).
Во второй половине республики развиваются и новые неформальные способы освобождения из рабства: 1. путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (m. Inter amicos), путем составления господином отпускного письма (m. Per epistolam). Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным по цивильн праву. Лишь преторские средства охраны его свободы обеспечивали ему своеобразное состояние – «пребывание в состоянии свободы». (=рабы, отпущ бонитарн собственниками).
В период империи закон Junia Norbana – превратил преторское in libertate morari в Latinitas Juniani (исчезает при Юстиниане – свободны – рим ГН, если при 5 свидетелях).
СО времени принципата появл освобождение в силу ЗН: 1. раб, открывш убийцу господина 2. раб, в течение 20 лет живший как господин 3. больной раб, брошенный господином
В 4 в н.э. церковная форма освобождения (заявление господина в церкви)
Но появл условия (рим гос-во стремится ограждать от заметн колебаний инст рабовладения и не допуск освобожден в шир размерах, не «засорять» население)
Lex Aelia Sentia (4 г н.э.)
1. освобождение раба, не достигш 30 лет, или господином, не достигш 20 лет, треб предварит проверки особой комиссией уважительности оснований освобождения. (сохр при Юстиниане)
2. рабы, подвергн клеймению после освобождения – к peregrine dediticii и высыл из Рима
3. ничтожно освобождение во вред кредиторам
Lex Fufia Cainia – ограничение числа освобожд рабов:
До зх – не более 2х, 10 – 5, 30 -10, 100 – 25, 500 – 100. (отменен при Юстиниане)

30. Правовое положение рабов
Рим был рабовладельческим гос-вом на всех стадиях своего существования. Собственники рабов – отдел лица, гос-во и муниципии.
Рабы – не субъекты, а объекты прав – осн принцип рабства.
Рабство носило патриарх хар-р (жил с господином., как подсобная помощь). Но когда с развитием эк и полит могущества Рима число рабов возросло, когда нормальным способом приобретения рабов стала купля и вывезение = сложилась система античного рабства. Беспощадноая эксплуатация рабов.
Способы установления рабства: 1. плен (если не было договора со страной) 2. рождение от матери-рабыни (но впоследствии, если мать в какой-то момент беременностибыла свободна – он свободен) 2. приобретение рабства (самопродажа) Эти основания отпали к периоду империи. Осталось: присуждение судом к наказанию, кот влекло смертную казнь, бессрочная каторга. + свободн женщина, не прекративш отношения с рабом, даже когда господин запретил.
Личн положение рабов.
Рабы- вещи (нет публичных прав и обязанностей (нет налогов, службы в армии)). Невозможен брак (только contubernium – не влекущий правовых последствий). В сфре имущ отнош: мог быть объектом права собственности индивидуальной и общей, узуфрукта, залога. Предметом сделок: купли-продажи, имущ найма. Если рабу причинено повреждение – иск господина. Отказ от права на раба, делает раба брошенным, как вещь. В период империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов (ЗН Петрония (нач н.э.): запрет отдавать рабов в труппы гладиаторов).
Имущ положение раба
Не имели имущества. Вещью, наход в обладании раба, Обладал господин. Позже было признано, что при помощи раба может быть расширен круг правовых отношений господина. За рабом была признана спос-ть вступать в имущ сделки, создавая права господина.Но обязательства для господина из этих сделок не возникали. Если раб причинит к-н имущ вред, украдет, испортит вещь. То господин обязан либо возместить вред, либо выдать раба потерпевшему. Но постепенно интересы рабовладельца потребовали отказа от полной неправоспособности рабов в сере договорных обязательств.
Началось с того, что стали признавать после освобождения раба obligatio naturalis из совершенного рабом до его освобождения договора.Иск из такого договора не может быть предъявлен к освобожденному рабу, но если он исполнит договорное обязательство, он не вправе потребовать обратно переданное им кредитору, ибо нон не уплатил недолжного.
Однако гражд оборот был заинтересован не отлько в признании ответственности раба по заключенным им договорам, но и в установлении ответственности по этим договорам господина, обладавш большими средствами, чем раб, хотя и освобожденный. И претор выработал ряд исков.
Господин часто давал рабу отдел хоз поручения, а нередко назанчал раба управляющим к-л предприятием, капитаном корабля. Договоры, заключенные рабом в ходе исполнения хоз заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину – actiones adiecticiae qualitatis (напр, action institria – договор был совершен рабом, управляющим предприятием господина.

31. Пекулий как форма эксплуатации рабов.
Нередко господин выделял рабу определенные имущ ценности: земел участок, скот, др рабов и предоставлял рабу вести самостоят хоз Д, лишь внося господину определенную часть доходов. Юр-ки такое обособленное господином имущество, peculium, принадлежало господину, но фактически раб свободно располагал входившими в его состав имущ ценностями.
Понятно, что такая самостоятельная хоз Д раюов была возможна только при существовании определенного порядка ответственности по сделкам, совершенных рабом. В ходе эксплуатации пекулия и наряду с obligation naturalis раба из таких сделок претор стал предоставлять иск из этих сделок к господину – actio de peculio в пределах стоимости пекулия.
В то же время, с развитием экстраординарного процесса, раб постепенно пиобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним личных и имущ претензии раба к др лицам. Т. Обр., инст пекулия послужил к облегчению положения наиболее предприимчивых и энергичных рабов, умевших извлекать доходы из имущества пекулия. (а гос рабы имели право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного пекулия).

32.Зарождение юридических лиц.
В римском праве термина «юридическое лицо» не было. В жизни Рима юридические лица не играли значительной роли. Однако сама основа юридического лица как прием юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо. Это было необходимо потому, что в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые их объединения, определенным образом организованные и располагавшие известными имущест-венными средствами.
Изначально в Риме существовали частные корпорации: союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников.
Во время республиканской формы правления появляется много новых корпораций: таковы collegia apparitorum, т.е. корпорации служителей при магистратах, объединения взаимопомощи (например, похоронные корпорации), collegia funeraticla; таковы collegia publicanorum (обладали наиболее крупными средствами), которые имели большое значение в хозяйственной и политической жизни Рима; объединения предпринимателей, которые брали на откуп государственные доходы. Существовали договоры с государством, в соответствии с которыми такие объединения управляли государственными имениями, производили для государства крупные строительные работы и др.
Объединение collegia publicanorum составляло договоры с третьими лицами. Существовала система определенных правил, по которым осуществлялись взаимоотношения внутри объединения и отношения с третьими лицами.
Историки считают, что скорее всего все дошедшие до нас положения древнейшего цивильного права касаются только отношений между отдельными лицами, а не их объединений, общее имущество корпораций рассматривалось древним правом либо по началам товарищества, т.е. как имущество, которое принадлежало каждому из его участников в определенной доле, либо как имущество, принадлежащее одному из участников (казначею), который вел дела объединения.
Существуют споры по поводу правового положения римского государства Есть мнение, что римское государство являлось юридическим лицом. Другие считают, что римское государство обладало многочисленным имуществом, которое постоянно эксплуатировало, и по крайней мере не применяло к своим имущественным отношениям положений частного права, а действовало по некоторым особым нормам публичного права. По мере развития экономики государства зарождаются некоторые основы идеи юридического лица в жизни корпораций и в хозяйственной деятельности государства.
Постепенно в корпорации появляется следующая тенденция: имущество корпорации не делят больше на отдельные части, принадлежащие в той или иной степени каждому члену корпорации (разделение не благоприятствовало устойчивости имущественных отношений корпорации). Отдельный член корпорации теперь не мог в любой момент получить свою долю в имуществе корпорации. Появилось урегулирование имущественных последствий выхода отдельного члена из состава корпорации и т.п.
Выражение идеи юридического лица наиболее отчетливо проявилось в правовом положении, сложившемся при содействии претора для муниципий, т.е. городских общин, которые римское государство включило в свой состав и наделило их жителей римским гражданством, и, главное, предоставило право на самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Таким образом муниципии были подчинены в их имущественных отношениях частному праву: претором установлено за муниципиями право отвечать в суде через особых представителей, которые назначались для каждого дела декретом муниципального совета. После муниципий были признаны процессуально правоспособными частные корпорации



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: