Наш класс

Грамматика

1. Повелительная форма глагола образуется при помощи основы глагола.

Означает просьбу, приказ совершить действие.

Например:

сур - учись, учитесь, бич - пишите, пиши, унш - читай, читайте, бос - встань, встаньте, суу- садись, садитесь.

При повторении этой форма означает вежливую просьбу или разрешение совершить действие.

Например:

Суу, суу - Садитесь, пожалуйста.

Би бичих oo? (Можно, я напишу?) - Бич, бич! - Пишите, пишите.

2. Настояще-будущее время глагола.

Собственноглагольная форма - аффикс -на (нэ, но, нf).

Причастная форма -х (если основа глагола оканчивается на согласный, появляется соединительный гласный в соответствии с правилом сингармонизма).

Например: яв.на (иду, идет, идем, пойду, пойдет, пойдем)

явах, сур.а.х, бол.о.х

уншина, сурна, болно.

3. Причастие настояще-будущего времени в форме -х имеет ряд функций:

а) Употребляется как словарная форма глагола, инфинитив:

унших - читать, сурах учиться, учить и т.д.,

б) В качестве определения перед именами существительными:

Монгол хэл мэдэх хoн. (Человек, знающий монгольский язык),

в) При образовании терминов:

сурах бичиг (учебник), унших бичиг (книга для чтения), хoлээн авах fрff (приемная), харилцах данс (расчетный счет), танилцах клуб (клуб знакомств),

г) В качестве сказуемого, передает будущее время:

Би энд ирэх юм. (Я сюда приду). Багш маргааш явах юм. (Учитель завтра уезжает).

д) Как вежливая форма, означает вежливую просьбу совершить действие:

Орох уу? - Входите, пожалуйста.

Суух уу? - Садитесь, пожалйста.

4. Вопросительное предложение.

Вопросительные частицы уу, oo, юу, юo пишутся в конце предложения, когда нет вопросительных слов. Частица уу пишется после слов твердого ряда, оканчивающихся на согласный, частица oo - после слов мягкого ряда, оканчивающихся на согласный.

Например:

Энэ ном уу? (Это книга?). Энэ дэвтэр oo? (Это тетрадь?).

Частицы юу, юo пишутся после слов, оканчивающихся на долгий гласный (в словах твердого ряда - юу, в словах мягкого ряда - юo).

Например:

Энэ ширээ юo? (Это стол?). Энэ харандаа юу? (Это карандаш?).

Частицы бэ, вэ употребляются в вопросительных предложениях, имеющих вопросительные слова.

Например:

Энэ хэн бэ? (Это кто?). Энэ ямар ном бэ? (Это какая книга?).

Частица бэ пишется после слов, оканчивающихся на согласный л, м, н.

В остальных случаях пишется вэ: Энэ юу вэ?

5. Частицы тийм, биш, юм.

тийм - утвердительная частица "да", пишется отдельно от слова.

биш - отрицательная частица "нет", пишется отдельно от слова, употребляется только с именами существительными.

Например:

Энэ ном биш, дэвтэр. - Это не книга, а тетрадь.

юм - неопределенная модальная частица "что-нибудь", "нечто". В зависимости от места в предложении имеет разные функции:

1. Означает абстрактный предмет или явление, когда пишется перед глаголом.

Например:

Би юм oзнэ. - Я собираюсь в театр, кино или музей;

Би юм бичнэ. - Я пишу работу (какую-то).

2. В конце предложения после причастия прошедшего времени "-сан" означает констатацию совершившегося факта.

Например:

Багш ирсэн юм. - Учитель пришел (это всем известно).

3. В конце предложения после причастия будущего времени -х означает субъективное желание совершить действие при наличии возможных объективных препятствий:

Би Монгол явах юм. - Я поеду в Монголию, хотя нет гарантии.

4. В сочетании с причастием -х и глаголом байна означает утверждение, напоминание о том, что действие обязательно совершится.

Например:

Тэр хoн ирэх юм байна. Тот человек приедет.

Вопросительные слова

хэн - кто юу - что

ямар - какой хэзээ - когда

хэдэн - сколько хаана - где

Местоимения

личные: би - я бид - мы ты вы они он, она

би бид чи та тэд тэр

та нар

родительный падеж: миний -мой

манай - наш (бидний)

таны - ваш (ед.ч.)

чиний - твой

тooний - его, ее

тэдний - их

указательные: энэ - это энд - здесь

тэр - то, тот тэнд - там

Грамматические модели (Загвар)

Юм бичих Юм бичих хoн энд байна.

Бичих юм Надад бичих юм их бий.

Вопросительное предложение

1. Та юу унших вэ?

2. Энэ хoний нэр хэн бэ?

3. Энэ ямар ном бэ?

4. Хичээл хэзээ эхлэх вэ?

5. Сурах бичиг хаана байна вэ?

1. Что Вы читаете?

2. Как зовут этого человека? (Имя этого человека кто?)

3. Это какая книга?

4. Когда начнется урок?

5. Где учебник?

Практическая грамматика

Дасгал 1. Переведите на русский язык следующие глаголы 2 лица:

Сур! Бич! Унш! Суу! Ор! Ор, ор! Сонс! Шинэ oг бич! Ном унш!

Дасгал 2. Образуйте настоящее время глагола от основы:

сур, унш, бич, хэл, мэд, бод, oз, ор, ир, яв, сонс, бол, бай, хий.

Дасгал 3. Переведите следующие словосочетания на русский язык:

хичээл хийх, хичээл хийх анги, oзэх хичээл, сурах бичиг, юм бичих дэвтэр, хийх хичээл, хичээлийн анги, монгол хэлний багш, монгол хэлний хичээл, монгол хэлний хичээл хийх анги, монгол хэлний сурах бичиг;

сайн ном, сайн хoн, сайн оюутан, монгол хoн, oг хэллэх, ирэх жил, бага сургууль, их сургууль, бага хурал, их хурал; том хoн, том охин, том хoo, бага нас;

Монгол орон, эх орон, ах дoo орон, хoн ам;цас (бороо) орох, цаас цагаан бичиг oсэг хар.

Дасгал 4. Переведите причастия на русский язык:

сурах бичиг мэдэх юм

унших ном гарах хаалга

oзэх хичээл орох хаалга

хэлэх oг суух fрff

хийх ажил асуух юм

явах fдfр

Дасгал 5. Образуйте настояще-будущее время глагола от инфинитива:

мэдэх, суух, босох, сурах, явах, орох, гарах, амрах, ажиллах, харах.

Дасгал 6. Образуйте 2 лицо глагола от слов, данных в упражнении 9.

Дасгал 7. Образуйте причастную форму от основы глаголов при помощи аффикса - х используя соединительный гласный для гармонии.

Например: хэл - хэлэх

хэл, гар, хар, шар, ол, хур, бод, бич, унш, яв, ав, fг, сур.

Дасгал 8.Поставьте глаголы в форме инфинитива и в форме 2 лица:

Например: явна – явах - яв

явна, ирнэ, бичнэ, уншина, асууна, байна, ууна, иднэ, болно.

Дасгал 9. Повторите за диктором вопросительные предложени,следите за интонацией. Ответьте на вопросы:

Унших уу?

Бичих oo?

Та шинэ oг бичих oo?

Та монгол хэл oзэх oo?

Та энд сурах уу?

Танай сургууль хуучин уу?

Танай сургууль сайн уу?

Энд монгол хoн байна уу?

Энд хэн байна вэ?

Танай сургууль хол уу?

Таны дэвтэр шинэ oo?

Дасгал 10. Переведите с монгольского языка на русский, поставьте вопросы, используя вопросительные слова ямар, хаана:

1. Энэ сургууль сайн.

2. Энэ гэр цагаан.

3. Энэ самбар хуучин.

4. Энэ ном сайхан.

5. Би энд сууна.

6. Энэ монгол ном.

7. Ширээ шар, oзэг хfх.

8. Манай сургууль ойр.

9. Тэр хoн англи хэл сайн мэднэ.

10. Манай багш энд байна.

Дасгал 11. Переведите с русского языка на монгольский предложения и поставьте к ним вопросы, используя частицы уу, юу, oo, юo:

1. Эта аудитория большая.

2. Я здесь занимаюсь.

3. Сейчас начнется урок.

4. Мы сегодня пойдем в кино.

5. Моя ручка новая.

6. Это монгол.

7. Это учитель.

8. Это словарь.

9. Это свежая газета.

10. Это мой ребенок.

Дасгал 12. Дайте отрицательный ответ на вопросы, используя следующие примеры:1)Та багш уу? Би багш биш.

2) - Та монгол хэл мэдэх oo? Би монгол хэл мэдэхгoй.*

*-гoй – глагольное отрицание (см. Урок 2)

1. Та багш уу?

2. Таны хooхэд том уу?

3. Та монгол хэл мэдэх oo?

4. Багш энд ирэх oo?

5. Та Монгол явах уу?

6. Энэ шинэ ном уу?

7. Таны гэр хол уу?

8. Та энд хичээл хийх oo?

9. Таны эхнэр ажил хийх oo?

10. Энд гадаадын хoн олон уу?

Дасгал 13. Подберите определения к существительным. Определения даны в скобках:

oзэг, ширээ, самбар, oг, хичээл, ном, хoн, дэвтэр, дарга, багш, ажил, оюутан, сонсогч, байшин, сургууль

(хfх, улаан, шинэ, хуучин, монгол хэлний, сайн, муу, жижиг, том, бага, их юм мэдэх, сайн сурах, fндfр, хар, сурах, унших)

Дасгал 14. Повторите за диктором следующие предложения. Переведите на русский язык:

1. Би ажил хийх юм.

2. Хийх ажил их байна.

3. Унших ном олон байна.

4. Хятад хэл сурах бичиг энд байхгoй.

5. Орос хэл мэдэх монгол хoн олон. Монгол хэл мэдэх орос хoн цffн.

6. Миний ах монгол хэл мэдэхгoй.

7. Миний хooхэд сайн сурна.

8. Манай найз (друг) одоо явна.

9. Хэлэх юм байхгoй.

10. Хийх юм байхгoй.

11. Маргааш хурал болно.

12. Одоо хичээл эхлэнэ.

13. Маргааш шинэ багш ирнэ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: