В манихейских текстах встречаются понятия «бог», «богатый» и «ангел». «Богами» следует называть только самые старшие небесные силы, произошедшие непосредственно от Отца величия. Их эманации называются «богатыми», а младшие божества, эманации эманаций, – «ангелами»[33].
К высшему пантеону манихейства можно отнести Отца величия – олицетворение Абсолюта, безмерное, непостижимое и незримое божество, который является прародителем всех светлых божеств и сил. Иногда его называют «Отец света», «Бог истины» или просто «Отец». Его описывают как «величайшего царствующего царя, скиптроносного, вечного, увитого цветочными венками и рдеющего ликом»[34]. В турфанских текстах это божество носит имя Зурван[35].
Словосочетание «Отец величия» наталкивает на мысль о том, что же такое это величие? В манихейских источниках этот термин употребляется только по отношению к светлому началу. Анализ текстов показывает, что слово «величие» выражает довольно обширный круг понятий. Прежде всего «величие» – это свойство Отца величия и других богов, а также светил (солнца и луны). Оно может быть свойством и других светлых сил. Другие толкования данного термина дают нам другую информацию. Например, по манихейским представлениям страна света состоит из «пяти величий», а это отдельные группы светлых сил; величием называются все божества и силы света как нераздельное единство, обладающее единой волей. Также, под этим термином понимается божественная истина, которую Разум света открывает Апостолу, а Апостол и его ученики проповедуют миру[36].
|
|
В манихействе используется такое понятие как «эон», что дословно переводится как «мир». Манихейская доктрина восприняла понятие «эон» из гностицизма. Изначальные эоны света, или величия, – суть порождения Отца величия, его окружение в царстве света. Они представляют собой божества, олицетворенные небесные силы, или светлые миры, населенные этими божествами. В источниках встречается такое описание эонов как «одетых цветами, исполненных пения и бросающих свои цветы к лику отца»[37].
Новый эон – это эсхатологическое пространственно-временное построение, строящееся великим Строителем (о котором будет сказано ниже) на протяжении всей истории материального мира и будет достроен к концу этого мира, когда к нему воспарит последняя часть освобожденного светлого начала.
Понятие «Умные» означает так называемых пять Умных «членов души»[38] – пять сущностей или ступеней, на которые подразделяется всякая душа, составляющих умственный облик божества, человека или творения мрака. Высшей ступенькой является Разум, за ней следуют Разумение, Мысль, Помысел и, наконец, Суждение.
|
|
Великий дух, он же Мать живых – первая эманация Отца величия. После нее был создан Первочеловек, которого она благословила на борьбу и приняла обратно после битвы. Затем она сама снизошла в область смешения и вместе с Духом живым сыграла роль демиурга, сотворив из смешения материальный мир и связав в нем архонтов. Она творит верхние миры материального космоса, т.е. видимые небеса.
Первочеловек – одна из первых эманаций Отца величия и первое божество, снизошедшее в область мрака. Он занимает третье место («Сын») в первой, верховной триаде, где функции «Отца» и «Матери» выполняют Отец величия и Великий дух. Предвидя агрессию сил мрака, Отец величия создал Первочеловека для борьбы с ними. Это божество сотворено исключительно для роли воителя.
Возлюбленный светов, Друг светов – божество-эманация Отца величия. Возлюбленный светов возник вслед за Первочеловеком, непосредственно перед Духом живым. В коптской книге псалмов он имеет постоянный эпитет «увенчанный, венценосный». Кроме того, он может называться «всеопределяющий», «возлюбленный ангелов», «возлюбленный эонов Света»[39].
Великий Строитель – божество, в текстах определяемое как эманация Возлюбленного светов. Назначение Строителя — строить то, что должно остаться во вселенной после гибели материального мира, т.е. новый эон (тюрьму для мрака и эсхатологические престолы для божеств). Строитель сооружает новый эон на основе постепенно очищающихся светлых стихий.
Дух живой – третья эманация Отца величия. Вначале был призван спасти Первочеловека от уз Материи. Он послал к нему Зов, принял от него Ответ (или Слух), снизошел и вознес Первочеловека из бездны в страну Света. Вторая роль Духа живого в космогонии – роль функции усмирителя и стража: он расставил связанных архонтов по всей области Пояса, от верхних до нижних ярусов. Третья (основная) роль – роль демиурга, когда он действует в паре с Великим духом. Упорядочив область смешения (Пояс), он создал из него материальный мир, т.е. сотворил из хаоса космос – механизм, который позволяет отделять светлое начало от темного. Творческая деятельность Духа живого заключалась в том, чтобы установить пути, по которым смешение будет разделяться. Он установил пути разделения стихий: Колеса и стоки, звездную сферу-Колесо, преисподнюю, создал из светлых стихий огня и воды Солнце и Луну. Для управления разными уровнями мира он поставил своих пятерых сыновей – Носители – в качестве опоры мироздания и стражей связанных архонтов. Четвертая функция Духа живого – эсхатологическая. Перед концом света он должен ниспослать Помысел жизни, чтобы остаток светлых стихий вознесся и можно было окончательно уничтожить материальный мир[40].
Носители, или «боги сильные» держат пять ярусов материального мира. Светодержец находится на самом верхнем уровне мира-Пояса, в десятой тверди, держит и сторожит сверху весь Пояс, но его стража – три верхние тверди и связанные в них архонты. Царь чести обитает в седьмой тверди (отсчет ведется снизу) и стережет архонтов, связанных в семи нижних твердях, а также наблюдает за Колесом звезд, отражающим все помыслы архонтов. Адамант света в своей власти сосредотачивает контроль за воздухом, звездной сферой и землей «от тверди до низа», т.е. главной области смешения, всем видимым миром. Царь славы стоит на страже трех «нижних земель», находящихся ниже земной поверхности, и вращает три Колеса, которые возносят светлые стихии ветра, воды и огня ввысь из нижних ярусов мира. Омофор же, пятый и последний сын Духа живого, правит самым нижним ярусом материального мира – нижней из четырех земель и их основаниями, под которыми начинается геенна. На плечах Омофора держится земля[41].
|
|
Третий посланец – очередная эманация Отца величия, вызванный и посланный в область смешения, когда был сотворен материальный мир. Мир был готов к исполнению своей цели – отделению света от мрака, но статичен и неподвижен. Требовался первотолчок, коим и стало явление божественного образа Третьего посланца на Солнце, где он и обитает.
Дева света – персонаж гностического происхождения[42]. «Девой» Первочеловека в коптских псалмах иногда называется Душа живая. Дева света, как эманация Третьего посланца, также называется «Мудростью славной», а ее роль состоит в том, чтобы являться архонтам и соблазнять их, чтобы они взлетали к ее образу; тогда ангелы ловят их и отбирают у них Свет.
Столп славы, Человек совершенный (в коптских текстах эти два определения обычно стоят вместе) поставлен в середину Пояса, т.е. материального мира, представляя собой центр мироздания. Столп славы – обитель чистой стихии воздуха. После смерти праведная душа возносится в Столп славы и через него поднимается к светилам. Это его главная функция.
Вследствие явления образа Третьего посланца архонты небес и подземелий взбунтовались; для их усмирения был призван Иисус-Сияние. Он восстановил восхождение ввысь трех светлых стихий, которым мятежные силы мрака преградили путь, смирил архонтов в небесах и в основании земли. Иисус-Сияние имеет три эманации: Разума света, Христа-Младенца и эсхатологического Судьи. До конца мира он пребывает на Корабле вод (на Луне). Главная функция Иисуса-Сияния – основать истинную церковь[43]. Ради этой цели он посылает свои эманации к Апостолу.
Душа Апостола воплощается в земное тело, когда возникает необходимость возродить истинную церковь. Еще до нисхождения на землю он определяет структуру и иерархию будущей церкви. Родившись во плоти, Апостол некоторое время живет, ничем не отличаясь от других людей. По достижении им назначенного возраста Разум света посылает к нему еще одну свою эманацию Двойника (личное божество Апостола, его просветитель и хранитель), который открывает Апостолу божественные тайны и его предназначение. С этого момента душа Апостола осознает свою особую природу и судьбу; он становится главой праведности, основателем истинной церкви, избирая себе учеников. В каждый исторический период на земле может быть только один Апостол. Этот Апостол уникален, отличается от прочих людей совершенством знания и даром провидения. Земные власти преследуют Апостола, смерть его может быть мученической. Срок жизни Апостола кончается, когда истинная церковь и истинное учение окончательно установлены. После смерти он возвращается на свою небесную родину, воспаряет в новый эон, куда следуют за ним и его ученики, если они тверды в вере.
|
|
Встречающийся термин Параклет исследователями относится к самому Мани как к преемнику Иисуса в череде Апостолов[44]. Греческое παράκλητος, от которого произошел данный термин, переводится как «утешитель». Унаследованный из Нового Завета[45] термин Спаситель относится к Апостолу (главе церкви) как к «спасающему церковь от плоти»[46].
Вышеперечисленные божества и их всевозможные эманации относятся к светлому началу. Далее необходимо указать все то, что исходит из темного начала, которое само по себе имеет три вида полярного деления. Темная субстанция в манихейских источниках, часто представлена как разделенное на две части, на две противоположные половины – по какому-либо признаку. Во-первых, темная субстанция делиться на мужское и женское: в манихейском учении пол – свойство исключительно порождений мира мрака. Во-вторых, сухое и влажное – субстрат миров мрака, почва для произрастания космогонических деревьев, а также двуполое начало, влекущее друг к другу демонов. В-третьих, жар и холод, определяющиеся как «огонь и наслаждение», лежат в основе разделения полов и полового влечения в материальном мире.
Материя – имя главной первичной темной силы, иногда может быть синонимом слова «мрак», которым обозначается одно из двух начал бытия. У Материи две функции – агрессивная и творящая. Такими понятиями как «бездна», «пропасть», «яма», что, по большому счету является одним и тем же, именуется пространство, в котором обитает Материя.
Термин «грех» в манихействе отличается от этого же термина в христианском значении тем, что грехом для манихеев оказывается не только действие, вредящее человеческой душе, но и всякий вред, наносимый Душе живой[47]. «Грехом» называются не только человеческие деяния, но и действия Царя мрака и архонтов против страны света, приведшие к образованию области смешения. Кроме того, так часто называется персонифицированная темная сущность, активное начало мрака. В иных случаях этот термин употребляется в том же контексте, что и Материя[48].
Враг – агрессивная часть мрака, вышедшая войной на Свет и воевавшая с Первочеловеком. Она связана в смешении, а ныне находится под стражей пяти сынов Духа живого. Иногда Врага попросту называют «Смертью» или «Мраком».
Демоны (дьяволы, бесы) – двуполые порождения мрака, рожденные из плодов пяти космогонических деревьев, которые Материя вырастила в пяти мирах мрака. Мужские демоны, по зороастрийской традиции[49], именуются «дэвы», а женские — «пери». От демонов произошли различные виды живых тварей, подобные им: от четвероногих демонов мира огня – звери; от крылатых из мира ветра – птицы; от плавающих из мира воды – рыбы; от ползучих из мира тьмы – пресмыкающиеся. Двуногие демоны мира дыма послужили в некотором смысле прототипом для создания Адама и Евы[50].
Предводители демонов – архонты – произошли из плодов пяти видов деревьев, взращенных Материей в мирах пяти темных стихий. Как порождения мрака они имеют такие общие черты: темны, зловонны, безобразны, неразумны, злы и агрессивны. Они, в отличие от светлых божеств, разделяются на мужских и женских.
Выкидыши – недоношенные, но живые и активные порождения Материи и архонтов. Их вождь Сакла и его женская «пара» Неврод (Небруэль) участвовали в сотворении Адама и Евы[51]. Также, они сотворили всех людей, забрав частицы света у всех подвластных им сил.
Под «безумием» в манихействе подразумевается отсутствие высшей мудрости или знания о первоначалах мира. Тем самым безумие оказывается изначальным и главным свойством мрака и его порождений, в противоположность разуму – принадлежности света и божеств.
Царь мрака, предводитель всех миров мрака, который также именуется «царем мира дыма», судя по описаниям выглядит как чудовище с львиной головой, орлиными крыльями, драконьим туловищем, конечностями демона (человеческими) и рыбьим хвостом[52].
«Ночью» называется любая темная сущность как носитель мрака в противовес дням, светоносным божествам. Ночь мрака – эсхатологическое состояние окончательно погибших душ, лишенных света и благодати. «Детьми ночи» именуются приверженцы ложных религий[53].
Осадком (остатком) называется темный элемент, оставшийся от какого-либо явления материального мира (в том числе человеческой души) после отделения и вознесения светлого элемента. Осадок человеческих душ отделяется, когда светлый элемент идет на светила. Души, не полностью освободившиеся от осадка, идут в перерождение. Осадок от освобождения человеческих душ, а также души, от которых отошел свет и остался, по существу, один только осадок, идут в геенну.
Смерть в манихействе обозначает несколько понятий. Смерть может являться атрибутом мрака и быть антиподом жизни. А если рассматривать смерть как как человеческий удел, то в коптских текстах есть учение о двух смертях[54]: первая временная – до Страшного суда, вторая же является вечной – судьба грешных душ.
Стражи – порождения мрака, обитавшие в небесах. В манихейском мироустройствне они трактуются как архонты, поставленные начальствовать над демонами, скованными в небесных твердях, и сторожить их.
Шар – эсхатологическое строение, где должен быть заключен мрак (или мужское начало мрака) и души окончательно погибших грешников в функции оболочки, когда последние частицы света отделятся от материи.
Помимо светлого и темного начала в манихействе есть такое понятие как материальный мир. К нему относят стихии: пять светлых и пять темных. Светлые стихии – эманации Первочеловека, оружие в борьбе с мраком, темные стихии – порождения Материи, возросшие в пяти «жилищах» темного начала. Не совсем ясно, какая из пентад была первой, однако понятно, что их происхождение аналогично[55]. К этим стихиям относятся огонь, ветер, вода, воздух и тьма[56].