Формулирование и обоснование целостной системы политико-управленческих рекомендаций заказчику. Проектирование основных направлений и способов воздействия

Для успешной реализации новой городской и транспортной политики правительства Москвы, которые являются составной частью реализации проекта расширения города, в дальнейшем потребуется разработать систему рекомендаций, каждая из которых является шагом на пути к улучшению текущего состояния проекта и преодоление некоторых недостатков, возникающих в рамках его реализации.

С нашей точки зрения можно рассматривать новую транспортную и градостроительную политику как платформу будущих перемен, но нельзя говорить о том, что она может быть успешна/неуспешна ТОЛЬКО в рамках расширения границ города. Согласно выводам, сделанным международными экспертами из Urban Land Institute, которые провели стратегическую сессию "Экспертиза для Москвы" на Урбанистическом форуме 7-9 декабря 2011 года[18], Москве пока ПРЕЖДЕВРЕМЕННО расширяться.

Перед правительством Москвы стоит важнейшая управленческая задача: сочетания различных направлений городской политики для преобразований городской среды и развития Москвы как глобального города, международного делового, финансового, коммуникационного и культурного центра. Поэтому нам представляется необходимым обосновать ряд следующих рекомендаций нашему заказчику:

1) Инновационное стратегическое планирование должно стать основой создания "Умного города" в целях улучшения бренда Москвы как мегаполиса:

- Переход от планирования отдельных проектов к комплексному освоению территорий и районов: оптимальным решением будет создание "кластеров" (экономического, научного и т.п.) по типу тех, что создают в Париже, причем для них важно опережающими темпами создавать специальную систему коммуникаций и транспорта.

- Приоритетное развитие комфортной городской инфраструктуры: важность организации общественных пространств, где люди могут проводить свой досуг, общаться и чувствовать себя комфортно. При этом нужно не забывать о создании рабочих мест. Необходимо продуманное использование территорий бывших промзон: это важнейший ресурс Москвы, который составляет 30% ее территории, исходя из мирового опыта подобной "перестройки города", на грамотное освоение этих зон уйдет не менее 15 лет. На их территории целесообразно сочетать строительство нового жилья, объектов досуга и отдыха и технопарков, при приоритете последних, так как технопарки могут создать новые рабочие места для старых и новых москвичей

- Приглашение международных экспертов по урбанисте, активное привлечение высококвалифицированных кадров и проведение грантов и исследований, а также конкурсов на лучшие инновационные проекты. Также необходима подготовка новых «умных» кадров для реализации проектов по тем напрпалениям, где их не хватает, в частности, строительство дорог и метро. Для этого нужно развивать особые профильные центры для обучения.

2) Опора на общественное мнение на всех этапах возведения новых или реконструкции старых объектов недвижимости, внедрении новых "транспортных" решений и т.п. И для того, чтобы Москве стать глобальным городом, мы бы рекомендовали, по примеру других международных центров, чтобы мэр города приниал личное участие в создании городского бренда.

3) Необходимо сотрудничества между городскими властями и бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Стоит решительно отказаться от привязи “как можно скорее построить”. Есть органика развития той или иной территории, и привязка к замыслам чиновников не всегда срабатывает. Бизнес должен привлекаться на стадии формирования задач. Важно учесть, что транспортная проблема и застройка города тесно связаны, и быстрая застройка может лишь усилить угрозу транспортного коллапса, нависшую в последние годы

5) Необходимость в первую очередь создания смешанных кварталов, с типовой и дизайнерской застройкой в разных частях города, чтобы "разгрузить" центр Москвы. К тому же, когда город развивается кварталами, власти получают партнеров в лице девелоперов. Они, как будущие эксплуататоры новых построек, будут заинтересованы в свою очередь в применении новых технологий и качественных материалов

6) Новые территории при нерешенности серьезных внутренних проблем Москвы стоит пока "заморозить", так как Москве не следует терять такой ресурс, как высокая плотность населения (он очень важен для городов мирового значения) и не представляется возможным оттягивать ресурсы на новые территории. К тому же пока не готова стратегия управления новой территорией, стоит повременить с вопросами переноса правительственных и административных функций за пределы исторически сложившегося столичного центра.

Диагностические выводы по главе:

Мы считаем важным вернуться к вопросу о своевременности и обдуманнности принятого решения. Весь анализ инициатив правительства Москвы на данном этапе по решению транспортных и городских проблем показал, что невозможно не учитывать связанность этих двух вопросов. Пока современное состояние проекта находится на стадии планирования, но учитывая, что изначально оно было принято без предварительной тщательной оценки, мы вынуждены высказать опасения о дальнейшей судьбе расширения Москвы. Во-первых, не просчитаны оптимальные сроки реализации проектов — надо исходить из принципа целесообразности и не спешить. Во-вторых, существует ряд факторов, которое правительство Москвы не достаточно учитывает в бюджете и других стратегических документах, которые могут поставить под вопрос реальность воплощения проекта расширения Москвы: это социальная нестабильность, отток капитала, вторая волна кризиса, возможный уход крупных бизнес-игроков из Москвы (переезд в более инвестиционно привлекательный «европеизированный» Петербург и т.п.), «отвлечение» внимания на другие важные проекты и т.п. В-третьих, спешка с «расширением» может отрицательно сказаться на имидже города, так как большинство международных экспертов говорят о преждевременности такого решения и призывают сконцентрироваться на внутренних проблемах Москвы до того, как осваивать новые территории.

Сроки, которые предлагают московские власти, эксперты оценивают критически. Скорее всего, их нужно пересмотреть в сторону увеличения до как минимум 7-15 лет — к концу этих сроков можно будет рассчитывать на качественно высокие результаты, если вести системную и продуманную политику. До стадии реализации необходимо выработать комплексный подход и создать увязанную друг к другу новую градостроительную и транспортную политику. Важно прислушаться к мнению экспертного и аналитического сообщества. Таким образом можно предупредить возможные ошибки создателей проекта на этапе его проектирования и предложить альтернативные и наиболее выгодные проекты.

Прогностические выводы по главе:

В ближайшей перспективе проект «Большой Москвы» будет развиваться как долгосрочный проект, что характерно для всех подобных крупных и амбициозных проектов. Проект, скорее всего, будет позиционироваться как заявка на будущее и ориентир для долгосрочного развития столичного региона.

Очевидно, что наиболее важный этап — ближайшие 2-3 года, когда необходимо скоординировать городскую и транспортную политику. Это предстоит делать в не самых благоприятных условиях, к чему надо быть готовыми московским властям. Надо ожидать, что многие проекты будут «заморожены» из-за недостаточного финансирования. Надо определиться с оптимальными (по экономическим и соображениям эффективности) решениями в краткосрочный период с 2011 по 2014 гг.

Пакет практических рекомендаций заказчику:

Мэрии Москвы следует руководствоваться следующими рекомендациями для выработки эффективной градостроительной и транспортной политики в рамках проекта расширения Москвы на ближайшие три года:

1) Внедрять инновационное стратегическое планирование (переход от планирования отдельных проектов к комплексному освоению территорий и районов, на примере современного Парижа).

2) Сделать приоритетом развитие комфортной городской инфраструктуры (важность организации общественных пространств, создание достаточного количества рабочих мест с помощью создания технопарков, решение проблемы транспорта и пробок).

3) Тщательно продумать использование территорий бывших промзон: это важнейший ресурс Москвы, который составляет 30% ее территории, исходя из мирового опыта подобной "перестройки города", на грамотное освоение этих зон уйдет не менее 15 лет.

4) Приглашать международных экспертов по урбанисте, активно привлекать высококвалифицированных специалистов к менеджменту проектов и финансировать гранты и исследования, а также проводить конкурсы на лучшие инновационные проекты.

5) Также необходимо подготовить за несколько лет много новых «умных» кадров для реализации проектов по тем напрпалениям, где их не хватает, в частности, строительство дорог и метро. Для этого нужно развивать особые профильные центры для обучения.

6) Стоит прислушиваться к общественному мнению на всех этапах возведения новых или реконструкции старых объектов недвижимости, внедрении новых "транспортных" решений и т.п.

7) Необходимо сотрудничать между с бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Бизнес должен привлекаться на стадии формирования задач.

8) Новые территории при нерешенности серьезных внутренних проблем Москвы стоит пока "заморозить".

9) Стоит повременить с вопросами переноса правительственных и административных функций за пределы исторически сложившегося столичного центра.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: