В рамках данной работы мы пришли к следующим диагностическим выводам относительно проекта по расширению г. Москва:
Проект «расширение Москвы» находится на стадии планирования, а не на стадии реализации, что, принимая во внимание целый ряд проблем, связанных с реализацией данного проекта, является плюсом, так эта инициатива еще может быть приостановлена, а также у экспертного сообщества еще есть возможность предупредить власти о возможных ошибках создателей проекта на этапе его проектирования и, возможно, предложить альтернативные и более выгодные проекты. С экономической точки зрения, проект является нерентабельным, но бюджет Москвы и МО при должной поддержке государства могут позволить себе его реализацию, однако, вопрос недостатка средств всегда будет стоять остро из-за отсутствия частных и иностранных инвестиций ввиду неблагоприятного инвестиционного климата. На данный момент существует ряд факторов, которое правительство Москвы не достаточно учитывает в бюджете и других стратегических документах, которые могут поставить под вопрос реальность воплощения проекта расширения Москвы: это социальная нестабильность, отток капитала, вторая волна кризиса, возможный уход крупных бизнес-игроков из Москвы (переезд в более инвестиционно привлекательный «европеизированный» Петербург и т.п.), «отвлечение» внимания на другие важные проекты и т.п. Помимо этого, спешка с «расширением» может отрицательно сказаться на имидже города, так как большинство международных эскпертов говорят о преждевременности такого решения и призывают сконцентрироваться на внутренних проблемах Москвы до того, как осваивать новые территории.
|
|
Что касается прогностических выводов относительно перспектив развития данного проекта, нам представляется вероятным, что, несмотря на возможный краткосрочный успех проекта в связи с его новизной, а также избирательным циклом, в долгосрочной перспективе в целом ход развития проекта будет омрачаться следующими обстоятельствами: медленное решение инфраструктурных проблем, сильный дефицит инвестиций в развитие инфраструктуры, традиционно слабое развитие горизонтальных систем взаимодействия и координации из-за высокой «вертикализации» власти. Наиболее важный этап развития проекта — ближайшие 2-3 года, когда необходимо скоординировать городскую и транспортную политику. Это предстоит делать в не самых благоприятных условиях, к чему надо быть готовыми московским властям. Надо ожидать, что многие проекты будут «заморожены» из-за недостаточного финансирования.Можно предположить, что увеличение федеральных расходов на проведение 2014г. Зимней олимпиады в г.Сочи со 143,6 млрд до 304 млрд рублей в период с 2008-2014гг. негативно отразится на уровень расходов на социальные программы, включая Москвы и Московской области. Тем не менее, нужно помнить крайне долгосрочный характер рассматриваемого проекта и отметить, что проект представляет собой заявку на будущее и ориентир развития столичного региона. Однако в рассматриваемый период до 2014г. скорее будут преобладать медленный ход реализации проекта и его отрицательная оценка населением.
|
|
Данное исследование является основой для разработки рекомендаций по реализации проекта по расширению г. Москва. Поэтому мы рекомендуем Мэрии Москвы учесть следующие предложения:
- Тщательно проработать план в сотрудничестве с экспертным сообществом прежде, чем начать его реализовывать,.
- Создать новый Генплан развития мегаполиса. и работать в соответствии с ним.;
- Сделать приоритетом развитие комфортной городской инфраструктуры;
- Максимально обеспечить транспарентность финансовой части проекта, чтобы стимулировать приток частных инвестиций, в частности иностранных.
- Необходимо пересмотреть отношение к портрету обычного гражданина, особенного москвича, который перестал быть аполитичным и пассивным. Стоит прислушиваться к общественному мнению. Необходимо принять во внимание растущую социальную напряженность в Москве и в Московской области на фоне волны протестной активности после парламентских выборов 2011г, экологических конфликтов по поводу Химкинского леса и освоения природоохранных территорий при подготовке Олимпиады в Сочи, которые говорят о крайне высоком протестном потенциале гражданского общества столичного региона.
- Ограничить чрезмерное государственное финансирование проекта, чтобы предотвратить непомерную нагрузку на федеральный и городской бюджет, что может привести к сокращению социальных программ. Необходимо сотрудничать с бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Использовать систему тендеров для реализации проекта и снижения его стоимости.
- Учитывать вероятность ухудшения экологической обстановки в связи с расширением городских границ за счет территорий, расположенных на юго-западе Московской области, что может отрицательно сказаться на здоровье населения и повысить социальную напряженность.
- Создать информационный центр по образцу европейских городов, чтобы именно туда могли обратиться со своими вопросами в любой момент инвесторы, архитекторы, журналисты, жители с любым возникшим у них вопросом.
- Новые территории при нерешенности серьезных внутренних проблем Москвы стоит пока "заморозить" и разрабатывать альтернативные проекты (например, обдумать использование территорий бывших промзон: это важнейший ресурс Москвы, который составляет 30% ее территории, исходя из мирового опыта подобной "перестройки города").
Список использованной литературы
1. Calthorpe, Peter: Urbanism in the Age of Climate Change, Island Press, 2010
2. Dunn W. Public Policy Analysis: An Introduction / W. Dunn. – Upper Saddle River, 2004.
3. Lynch, Kevin, and Hack, Gary, Site Planning, MIT Press, Cambridge MA and London 1962; ISBN 0262121069
4. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений (I, II, III) / А.А. Дегтярев // Полис. – 2003. – № 1, 2, 3.
5. Дегтярев А.А. Принятие политических решений: учеб. пособие для вузов. – М.: Кн. дом "Университет", 2004. – 414 с.
6. Дегтярев А.А. Проблема определения видов и критериев видов и критериев диагноза в политико-аналитической работе. URL: http://www.politlab.org/_reports/degterev01.pdf
7. Мангейм Д., Рич Р. Анализ общественной политики и оценка программ // Полис. 1991. № 3. – С. 172–180.
8. Материалы к семинару № 9 (17.11.2005) "Методы анализа данных-4: анализ издержки-выгоды, анализ издержки-эффективность" http://www.politanaliz.ru/articles_630.html