Организация производственного обучения учащихся 9-10 классов

Расширенное привлечение учащихся к трудовому и профессиональному обучению, общественно полезному и производительному труду в условиях современной общеобразовательной школы следует расценивать как прогрессивное общественное явление. Это явление имеет большое значение как с точки зрения интересов государства, так и с позиций воспитательного и оздоровительного влияния на молодое поколение, поскольку в раннем объединении учебной и трудовой деятельности заключаются предпосылки для всестороннего умственного и физического развития школьников.

Для того чтобы труд действительно стал мощным фактором развития организма и оказывал оздоровительное влияние на него, он должен осуществляться только в гарантированных условиях. Это происходит лишь при условии:

если объем и специфика трудовой деятельности соответствуют возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья учащихся;

если трудовая деятельность школьников осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни;

если соблюдается «ступенчатость» возрастания физических и других видов нагрузок для тренирующего влияния на организм.

Благодаря физическому труду в растущем организме развиваются и совершенствуются разнообразные функции, различные органы и системы (мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и др.).

Для осуществления принципа соответствия трудовых нагрузок функциональным и возрастно-половым возможностям растущего организма необходимо знание особенностей развития детей и подростков и их физических способностей: сила, выносливость, быстрота двигательных действий.

Важными показателями, характеризующими возрастное развитие двигательной функции, наряду с силой и выносливостью являются быстрота и ловкость. Эти качества развиваются до 15 лет. При этом скорость движений в мелких мышцах нарастает медленнее, чем в крупных. В 6 лет скорость движения в локтевом суставе составляет 70% от таковой 16-летних, а кисти — 64%, пальцев — 58%. Поэтому усвоение навыков, связанных с точными, быстрыми движениями предплечья, кисти, пальцев (письмо, шитье, игра на музыкальных инструментах), для детей младшего школьного возраста затруднительно.

Чрезвычайно важно, чтобы процесс общего, трудового и профессионального обучения по форме, содержанию соответствовал психическим и морфофункциональным возможностям развивающегося организма. Содержание трудового обучения учащихся 1—7-х классов строится в соответствии с учебными программами с учетом возрастно-половых особенностей детей 6— 12 лет.

Величина физических усилий, которые прилагают учащиеся на уроках труда, во многом определяется свойствами обрабатываемого материала. Поэтому материалы, которые могут быть использованы в школе на уроках труда, следующие: бумага, ткань, картон, глина, пластилин, проволока, фанера, дерево, Жесть, мягкое железо.

В младших (1—4-х) классах трудовые операции направлены на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, выпиливание, лепка и т. п.). Положение тела при ручном труде должно способствовать развитию силы мышц, нормальному физическому развитию детей и не затруднять функционирование отдельных органов и систем и всего организма в целом. Предусмотрены также работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними. Эти работы имеют большое оздоровительное значение, поскольку проводятся на открытом воздухе и связаны с активными движениями.

В возрасте 10—12 лет (5—7-е классы) учащиеся получают уже основательную общетрудовую политехническую подготовку. Они приобретают навыки по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения. В этом возрасте они уже могут изготавливать некоторые несложные изделия для школы и по заказам других организаций.

Детям школьного возраста в процессе трудовой деятельности приходится испытывать статическое напряжение. В одних случаях нагрузку испытывает большая часть скелетных мышц, в других — нагрузка ограничивается напряжением лишь небольшой группы мышц. Однако развитие двигательной системы в этом возрасте не обеспечивает необходимой работоспособности скелетных мышц или удержание различных поз в процессе трудовой подготовки. Поэтому школьникам этого возраста необходимо предлагать работы, связанные с динамическими усилиями, которые менее утомительны для ребят, чем статические.

В учебных программах сельских школ наряду с техническим трудом (для мальчиков) и обслуживающими видами труда (для девочек) предусматривается раздел сельскохозяйственного труда.

В сельских школах профили обучения выбирают в первую очередь с учетом потребностей сельскохозяйственного производства. Особое значение придается подготовке механизаторов, животноводов, овощеводов, лесоводов. Учащиеся обучаются и работают в составе ученической производственной бригады. Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматриваются организация таких бригад в каждой крупной сельской школе, создание постоянных звеньев по различным видам сельскохозяйственных работ.

В городских школах наиболее широкое развитие получила форма обучения на базе межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, которая позволяет каждой школе одновременно вести подготовку по нескольким профессиям. Обязательным условием допуска учащихся к трудовому обучению в старших классах является прохождение медицинского осмотра с заключением о пригодности к- избранной профессии. Учащиеся 10—11-х классов осваивают профессиональные навыки непосредственно на рабочих местах базовых предприятий. Это обстоятельство делает необходимым согласовывать не только профиль обучения и профессию, но и конкретные рабочие места.

В Положении об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ (1985) предусматриваются четыре основных направления труда школьников: 1) труд в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания; 2) охрана природы, работы по благоустройству; 3) работы для школы; 4) сбор вторичного сырья.

Степень участия в каждом из этих направлений зависит от возраста и состояния здоровья учащихся. Учащиеся младших классов привлекаются к работам по охране природы: сбор лекарственного сырья, плодов, ягод, грибов, семян, выращивание рассады и посадка цветов, кустарников; поделка кормушек для птиц. Выполняя работы для школы, они могут ухаживать за садом, выращивать на пришкольном участке для школьной столовой некоторые овощные культуры (фасоль, горох, бобы, морковь, свеклу); убирать классные комнаты, ухаживать за растениями в школьных помещениях. Сбор вторичного сырья (бумага) разрешается с 9 лет (3—4-й класс), а металлолома — с 11 лет (5—6-й класс) при строгом ограничении мест сбора '.

Учащиеся средних (5—7-е) и старших (8—11-е) классов соответственно возрасту привлекаются к работам в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Ученики 5—7-х классов могут выполнять в мастерских школы, учебно-производственных комбинатов, учебных цехах заказы различных организаций; участвовать в уборке урожая, уходе за посевами, в выращивании молодняка сельскохозяйственных животных, домашней птицы; убирать кабинеты, мастерские, изготавливать и ремонтировать учебное оборудование и наглядные пособия, а также охранять водоемы, участвовать в разведении рыб, в борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур и леса (без применения ядохимикатов), в работах по очистке и посадке леса и др.

С 8-го класса разрешается привлекать учащихся к работам на животноводческих фермах (кормление животных и уход за ними, дойка коров, стрижка овец), а также к работе в торговле, на предприятиях общественного питания, транспорта, связи, коммунального хозяйства, к помощи в поддержании чистоты дворов, скверов, парков.

Начиная с 9-го класса (в школе с 10-летним обучением) и 10-го класса (в школе с 11-летним обучением) разрешаются возделывание сельскохозяйственных культур с применением машин на полях колхозов и совхозов, а также труд на рабочих местах промышленных предприятий.

Есть виды работ, к которым запрещается привлекать учащихся независимо от возраста. Это в первую очередь работы, связанные с опасностью для жизни: мытье окон на любом этаже, осветительной арматуры, очистка от снега крыш и проезжих улиц, обслуживание котельной, ремонт и обслуживание электросети высокого напряжения, а также текущая дезинфекция, дезинсекция, дегазация и дератизация и все работы, связанные с применением ядохимикатов. Не разрешаются работы, опасные в эпидемиологическом отношении: уборка санузлов, умывальных комнат, мест общего пользования, уборка и вывоз отбросов. Учащиеся не должны выполнять также работы, не отвечающие их возрасту и связанные с большими физическими нагрузками (например, детям 7—12 лет — стирать белье вручную или машинами, подросткам до 14 лет — грузить и выгружать тяжелые предметы, натирать полы).

К общественно полезному труду в полном объеме привлекаются только здоровые дети. Школьники с отклонениями в состоянии здоровья либо имеют ограничения (в соответствии с рекомендациями педиатра, либо освобождаются совсем. Очень важно, чтобы эти рекомендации отражались в листках здоровья классных журналов, а медицинский персонал школы осуществлял регулярный контроль за их выполнением.

При осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора особое внимание уделяется контролю за видами работ школьников и условиями их проведения. Учащиеся не должны привлекаться к работам, связанным с тяжелыми условиями труда и опасными для жизни, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Например, в сельском хозяйстве нельзя привлекать учащихся к работам на прицепных комбайнекопнителях, на плантациях опийного мака, по уходу за больными животными, к купанию животных, обслуживанию дробилок, мельниц, мясорубок, транспортировке кислот, разравниванию силосной массы внутри башен, в ямах, траншеях, буртах и др.

Длительность труда. Основной формой трудового обучения в школе является урок труда. Количество годовых и недельных уроков (учебных часов) по классам регламентируется учебными планами. В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы разработан новый учебный план для 11-летней школы. По этому плану на трудовое обучение выделяется в 1—7-х классах 2 ч в неделю, в 8—9-х — 3 ч, в 10— 11-х — 4 ч. Кроме того, предусматривается обязательный общественно полезный труд: во 2—4-х классах — 1 ч, в 5—7-х —2 ч, в 8—9-х —3 ч, в 10—11-х —4 ч в неделю.

Длительность ежегодной трудовой практики для учащихся 5—7-х классов планируется в течение 10 дней по 3 ч в день, 8—9-х — 16 дней по 4 ч в день и 10-х — 20 дней по 6 ч. В период летних каникул длительность труда регламентируется Положением об организации общественно полезного производительного труда учащихся общеобразовательных школ (1985).

Организационной формой труда подростков во время каникул являются различные трудовые объединения школьников: ученическая производственная бригада в колхозе, совхозе, лесном хозяйстве, а в городе — трудовой отряд старшеклассников в разных отраслях народного хозяйства (легкая, металлообрабатывающая промышленность, и др.). Деятельность трудовых объединений регламентируется специальными положениями. Продолжительность работы школьников 5—7-х классов — до 3 ч, 8—9-х — до 4 ч, 10—11-х классов — до 6 ч в день. У подростков, осваивающих профессию механизаторов, рабочий день равен 4 ч. В оставшееся время их можно привлекать к техническому обслуживанию тракторов и других сельскохозяйственных машин, а также к различным производственным и опытническим работам в ученической бригаде. Учащимся, успешно прошедшим полный курс обучения и сдавшим квалификационные экзамены при районном управлении сельского хозяйства, выдается удостоверение тракториста-машиниста III класса.

Общая продолжительность пребывания учащихся в составе трудовых объединений не должна превышать 3—4 нед; для учеников 5—7-х классов, работающих в составе самостоятельных звеньев ученической производственной бригады,— не более 2 нед.

В связи с тем что переход на новые учебные планы планируется осуществлять постепенно, по мере создания необходимых условий, в процессе текущего санитарного надзора за трудовым обучением следует учитывать, что в течение нескольких лет в школах наряду с новым учебным планом будет действовать и старый, с меньшим числом часов, выделяемых на трудовое обучение.

Место труда в режиме и построение трудовой деятельности. Место урока труда в режиме учебных занятий 1—7-х классов определяется особенностью его влияния на организм. Обеспечивая смену характера деятельности и повышая функциональное состояние организма, урок труда предупреждает снижение работоспособности учащихся в процессе всего учебного дня. Его эффективность проявляется в большей степени, если он проводится в начальный период развивающегося утомления, т. е. на 3—4-м уроке (1-я смена) и на 1—2-м уроке (2-я смена), а в режиме учебной недели — в среду и четверг. Поскольку эта рекомендация не может быть выполнена в отношении учащихся всех классов вследствие ограниченной пропускной способности мастерских, следует в первую очередь создать оптимальный режим для учащихся тех классов, которые по разным причинам поставлены в наиболее сложные условия работы (переход к предметному методу обучения, выпускные экзамены и др.).

Построение урока труда в учебных мастерских основывается на учете анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста. Эти особенности выражаются в преобладании возбудительного процесса над тормозным, что определяет стремление работать в ускоренном темпе и приводит к относительно быстрому развитию утомления; в повышенном обмене веществ, следствием чего являются значительно большие, чем у взрослых, энергозатраты при выполнении физической работы; относительно небольшой мышечной выносливости, что не позволяет детям долго выдерживать нагрузки, связанные с однообразной или вынужденной рабочей позой, выполнением операций или трудовых процессов с выраженным статическим компонентом.

Основные гигиенические требования, которые следует предъявлять к уроку труда в столярных и слесарных мастерских, следующие:

практические задания, которые даются школьникам, должны содержать 3—5 операций, а не сводиться к выполнению только 1—2 операций;

между операциями следует предусмотреть небольшие (1—3 мин) паузы для дополнительного инструктажа, смены инструментов и других организационных моментов, что является отдыхом во время работы;

физкультминутки при сдвоенных уроках труда целесообразно проводить не в середине каждого урока, а в конце 1-го или в начале 2-го урока, чтобы не нарушать рабочий динамический стереотип. В классах начальной школы сдвоенные уроки труда недопустимы. Учитывая, что работа детей в этих классах связана с относительной неподвижностью (положение сидя), физкультминутку следует проводить на 15—20-й минуте урока;

при сдвоенных уроках труда обязательна организованная перемена длительностью не менее 10 мин с выходом в рекреацию и проветриванием помещения;

объяснения преподавателя не должны занимать более 25% времени урока (10—12 мин);

время на организацию рабочего места, уборку помещения и т. п. должно быть сведено до минимума, •чтобы обеспечить оптимальную плотность урока;

плотность (время выполнения всех рабочих операций по отношению к длительности урока) должна составлять от 60 до 85%. При плотности менее 60% учащиеся теряют интерес к работе, у них рассеивается внимание, не формируется рабочий стереотип;

к учащимся с отклонениями в состоянии здоровья требуется на уроках труда индивидуальный подход, поскольку для них работа в мастерских более утомительна, чем для здоровых школьников, и может вызывать значительное учащение пульса, повышение артериального давления и температуры тела, обильное потоотделение, жалобы на усталость. Преподавателям труда следует подбирать для них более простые задания, с меньшим числом трудоемких операций и повторяемостью движений, оказывать больше внимания и индивидуальную помощь, разрешать дополнительные паузы для отдыха;

рекомендации медицинских работников по индивидуальному режиму работы учащихся своевременно должны быть отражены в листке здоровья классного журнала и учтены преподавателем труда.

В 8—11-х классах на трудовое обучение в структуре учебной недели выделяется один день — 6— 7 учебных часов, из них 3—4 ч предусмотрены учебным планом, а 2—3 ч — за счет обязательного общественно полезного труда. Такой режим удобен школе, поскольку позволяет избежать дробления учебного дня, освобождает учащихся от лишних переездов в учебно-производственный комбинат, на базовое предприятие и обратно в школу. Однако выделение целиком одного дня на труд, как показал опыт работы школ, может привести к увеличению продолжительности учебных занятий в остальные дни недели. Чтобы избежать этого, необходимо тщательно продумывать расписание занятий, обеспечивая равномерную нагрузку в течение недели и года и используя все возможные для данной школы варианты.

Построение занятий в дни трудового обучения аналогично структуре учебного дня в школе: через каждые 45 мин — перемена длительностью не менее 10 мин; в середине рабочего дня — большая перемена (30 мин) для приема пищи. Расписанием предусматривается 1—2 теоретических урока по специальным предметам и 3—5 уроков практической работы, в процессе которой учащиеся овладевают первоначальными профессиональными навыками, а затем переходят к производительному труду.

В режиме дня школьников практика проводится в часы наиболее высокой их работоспособности, т. е. в первую половину дня. Работы на открытом воздухе включаются в режим с учетом местных климатических условий с таким расчетом, чтобы работа проходила при благоприятных температурных режимах и в часы наименьшей инсоляции. Практика на рабочих местах базовых предприятий также должна проводиться в 1-ю смену; проведение ее во 2-ю смену крайне нежелательно, в ночную запрещается Законом о труде подростков.

Построение трудовой деятельности во время практики зависит от характера работы. Если труд связан с вынужденной рабочей позой (во время прополки и др.) или с физической нагрузкой (вскапывание, окучивание), то через каждые 45—60 мин обязательны 10-минутные перерывы. Желательно в течение рабочего дня не занимать школьников одними и теми же видами работ, а предусмотреть их смену. Это требование в первую очередь касается учащихся младших классов.

Особое внимание надо обращать на инвентарь: он должен быть исправлен и соответствовать по размеру возрасту учащихся.

Общественно полезный производительный труд в' период летних каникул является только одним из элементов режима дня учащихся. В целом режим должен носить оздоровительный характер и обеспечивать полноценный отдых. Поэтому обязательным и непременным условием работы всех трудовых объединений школьников является органическое сочетание труда с культурно-массовой, идейно-воспитательной, спортивной и оздоровительной работой.

Режим дня членов ученической производственной бригады в летний период устанавливается школой совместно с правлением колхозов, дирекцией совхозов, лесничеств и работниками СЭС. При составлении режима учитывают возраст и пол учащихся, климатические и другие местные условия, а также длительность пребывания их в бригаде (круглосуточное, только в дневное время).

125. Учреждения начального профессионального образования (далее - учреждения НПО) размещаются на самостоятельном земельном участке.2.1.2. Размещение учреждений НПО, в том числе включая зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для подростков, на территориях санитарно-защитных зон не допускается.2.1.3. Земельный участок следует отводить с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума, загрязнений атмосферного воздуха и соблюдения необходимых санитарно-защитных зон. 2.1.5. Через территории учреждений НПО не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).2.1.7. На земельном участке следует предусматривать следующие зоны: учебную, производственную, спортивную, хозяйственную, а при наличии общежития для обучающихся - жилую. Общежитие целесообразно размещать на едином участке с учебным корпусом. 2.1.9. Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный выезд на улицу 2.1.12. Площадь озеленения земельного участка должна составлять не менее 50% площади участка. Во избежание затенения деревья следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, а кустарники - не менее 5 м от окон учебных помещений. 2.1.13. Учебные здания размещают с отступом от красной линии не менее 25 м в городах и 10 м - в сельских поселках. 2.1.14. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора асфальтируют или обеспечивают другое твердое покрытие. 2.1.15. Участок имеет ограждение высотой не менее 1,2 м. В вечернее время на территории участка обеспечивается искусственное освещение 10 люкс на земле. Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Максимальная вместимость допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек. Учебные здания предусматривают высоту не более 4-х этажей и имеют следующие группы помещений: общеобразовательного цикла (учебные кабинеты, лаборатории химии, физики, биологии и др.), профессиональной подготовки, спортивные и актовые залы, библиотеку, административно-служебные, складские и вспомогательные, общежитие и столовую. Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует выделять в отдельные блоки, связанные переходом с основным корпусом. Учебные помещения, лаборатории, мастерские, столовые, буфеты и медицинские кабинеты не следует размещать в подвальных и цокольных этажа. Учебные кабинеты общеобразовательного цикла 2,5м2 на 1 человека. 2.2.1.3. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО). В зоне обучающихся устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее); с подводкой электроэнергии (лаборатория физики); подводкой воды, сжатого воздуха и газа (лаборатория химии) с учетом требований организации учебного процесса. Лабораторию химии оборудуют вытяжными шкафами, которые располагают у торцевой стены возле стола преподавателя. Помещения профессионального цикла включают помещения, предназначенные для изучения специальных предметов по выбранному профилю подготовки, учебные лаборатории, кабинеты-лаборатории, учебно-производственные мастерские. В зависимости от вместимости училища предусматривают лекционные поточные аудитории на 2-4 группы, площадь которых принимается из расчета 1,2 м2 на 1 место. Поточные аудитории не должны иметь длину более 10 м. Высота учебных помещений теоретического цикла от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, лабораторий с крупным оборудованием - 4,2 м. Кабинеты профессионального цикла имеют дополнительную площадь для экспозиции громоздкого оборудования (узлы, макеты, модели, тренажеры, миниатюр-полигоны, образцы и пр.). Лаборатории и кабинеты по специальным предметам (испытания материалов, спецтехнологии и материаловедения, подземно-транспортного оборудования, электроники и полупроводниковых приборов, строительных машин и др.) должны иметь площадь 83-88 м2, а для кабинетов с крупным оборудованием - 98-108 м2. Площади учебно-производственных мастерских принимают из расчета на 1 место в зависимости от их вместимости (на 15 и 25 человек): слесарная - соответственно 5,4 и 4,5 м2, слесарно-инструментальная - 7,2 и 6,0 м2, слесарно-сборочная - 8,0 и 7,2 м2, токарная, фрезерная, механическая - 12,0 и 10,8 м2, электрогазосварочная - 12,0 и 9,6 м2, электросварочная - 9,0 и 7,5 м2, электромонтажная - 6,0 и 4,0 м2, механическая по обработке дерева - 12,0 и 10,0 м2, слесарей-монтажников крупногабаритного оборудования и трубопроводов - 10,0 и 8,0 м2.. Монтажные учебные мастерские имеют монтажные кабины размером 1,5х1,5 м; мастерские, где проводится электро- и газосварка, кабины площадью 4 м2 каждая с передвижными боковыми перегородками высотой 2 м. Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолируют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При сварочной мастерской организуют лабораторию для контроля и механических испытаний сварочных швов. В зависимости от профиля учреждений НПО учебно-производственные мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции. Инструментально-раздаточная кладовая имеет площадь из расчета 0,05 м2 на 1 обучающегося, но не менее 15 м2. Отдел технического контроля имеет площадь 0,04 м2 на 1 обучающегося Складские помещения следует принимать длиной не менее 6 м и площадью из расчета 0,2-0,3 м2 на 1 станочное место.2.2.3.1. Рабочее место обучающегося в классах, кабинетах и лабораториях оборудуют столами и стульями с учетом длины тела (в обуви) в зависимости от назначения учебного помещения. Не следует в учебных кабинетах и лабораториях использовать скамейки, табуретки, стулья без спинок.

Расстановку учебной мебели следует проводить с соблюдением угла видимости не менее 35° (угол, образованный поверхностью доски и крайними рабочими местами на первых столах).

2.2.3.3. При продольной конфигурации учебного помещения столы обучающихся расставляют в 2-3 ряда перпендикулярно стене с оконными проемами для того, чтобы основной световой поток падал слева от обучающихся. Ширина проходов, начиная от стены со светопроемами, составляет для первого, второго и третьего рядов - 0,6 м для последнего ряда между внутренней продольной стеной и вторым-третьим рядами столов - 0,5-0,7 м. От последних столов до задней стены (перегородки) - не менее 0,65 м*. В 1 климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого ряда столов составляет не менее 1 м. Расстояние между первыми столами и доской составляет 2,4-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места от учебной доски - 8,6 м.. В лабораториях столы ставят в два ряда. Расстояние между рядами столов составляет 1,0 м, а в кабинетах черчения и рисования - 0,7 м. Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30-45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах - не менее 0,8 м.) В лабораториях, кабинетах спецтехнологии столы преподавателя устанавливаются на подиуме высотой 15-30 см. Лаборатории химии оборудуют вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным. Все оборудование, в том числе и механической обработки, являющееся источником пылегазовыделений, обязательно оснащают местной вытяжной вентиляцией. Каждую мастерскую оборудуют шкафами для хранения спецодежды и умывальниками с подачей горячей и холодной воды (не менее 2-х умывальников на мастерскую). Размеры шкафов и их количество следует принимать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к административным и бытовым зданиям. Рабочие места для газовой сварки располагают в изолированных кабинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки. Актовый зал в учреждениях НПО рассчитывают на одновременное пребывание не менее 60% общего количества обучающихся. Площадь актового зала следует принимать из расчета не менее 0,65 м2 на 1 место. Учебно-спортивные залы следует размещать на первом этаже. Количество и типы спортивных залов предусматривают в зависимости от вида учреждения, его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м при высоте не менее 6 м. При залах предусматривают снарядные, кабинет инструктора физического воспитания, бытовые помещения: раздевальные мужские и женские площадью не менее 10,5 м2 каждая; раздельные душевые площадью по 9 м2 каждая; уборные площадью по 8 м2. Вход в спортивный зал из гардеробных (раздевальных) следует предусматривать непосредственно или через обособленный коридор. Помещения библиотеки состоят из читального зала и книгохранилища. Общую площадь библиотеки следует принимать из расчета 0,6 м2 на 1 обучающегося. Медицинский пункт учреждения включает - кабинет врача площадью не менее 21 м2, (длина кабинета - не менее 7 м для возможности определения остроты зрения и слуха);- процедурный кабинет площадью не менее 12 м2; - кабинет зубного врача площадью 12 м2. При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе. В здании учебного корпуса предусматривают уборные и умывальные для обучающихся на каждом этаже и по отдельным блокам здания. На каждом этаже размещают санитарные узлы для подростков обоего пола, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов устанавливается из расчета: 1 унитаз на 20 девушек, 1 умывальник на 30 девушек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 юношей. Для девушек организуют комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м2. Помещения столовой выделяются в отдельный блок на 1-ом этаже с оборудованием выхода на хозяйственный двор. Пищеблоки независимо от вместимости учреждения должны иметь полный набор производственных цехов, обеспечивающих поточность технологического процесса. Количество мест в обеденных залах следует принимать из расчета одновременного обслуживания не менее одной трети численного состава учащихся. Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует рассчитывать исходя из 0,8 м2 на 1 место. При входе в обеденные залы следует предусматривать умывальные из расчета 1 умывальник на 20 мест, электрополотенце и санитарные узлы раздельно из расчета 1 унитаз на 50 девушек, 1 унитаз и 1 писсуар на 75 юношей. Для персонала столовой следует предусмотреть 1 санитарный узел, оборудованный 1 унитазом и 1 умывальником, душевую, оборудованную 1 душевой сеткой. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%, в спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0% В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах - 300-500 лк; на классной доске - 500 лк; в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк; в помещениях с ВДТ и ПЭВМ на столах - 300-500 лк; в спортивных залах на полу - 200 лк; в рекреациях на полу - 150 лк В кабинетах технических средств обучения при использовании телевидения и графопроекции при необходимости сочетания восприятия информации с экрана с ведением записи освещенность на рабочем столе должна быть не ниже 300 лк. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное). Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.Удаление воздуха из классов и кабинетов проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Через открытые форточки (фрамуги, створки окон) осуществляется проветривание учебного помещения перед занятиями, в каждую перемену, после уроков, а также по окончании учебных занятий. Наибольшая эффективность достигается сквозным проветриванием. Длительность сквозного проветривания определяют погодными условиями. Во время учебных занятий проветриваются рекреационные помещении. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях составляет не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.В сварочных мастерских рабочие столы оборудуют местными отсосами со всасыванием воздуха в габаритном сечении со скоростью 5-6 м/с. Удаление воздуха должно компенсироваться притоком воздуха в полном объеме. Приток воздуха должен осуществляться рассредоточено. При электросварке на нефиксированных рабочих местах помещение оборудуют общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией из расчета воздухообмена по наиболее токсичному компоненту в зависимости от применяемых электродов. Электромонтажные столы оборудуют местными отсосами на поворотном шарнирном соединении со скоростью в габаритном сечении 5-6 м/с. Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять 18-20°С при обычном остеклении, 19-21°С при ленточном остеклении;- в учебных мастерских - 15-17°С;- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20°С;- в дисплейных классах должна соблюдаться оптимальная температура воздуха в пределах 19-21°С, допустимая 18-22°С, при относительной влажности соответственно 62-55% и 39-31%,- в спортивном зале и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17°С, в раздевалке при спортивном зале - 19-23°С, в медицинских кабинетах - 21-23°С,- в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и комплектования книг - 17-21°С, Спортивный зал, мастерские следует выделять в отдельный блок или пристройки к учебно-теоретическому корпусу. Учебные кабинеты не проектируют над и под спортивным залом, над и под мастерскими, если процесс производственного обучения сопровождается шумом и вибрацией.

Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 часов (академических) в неделю и 6 часов в день. При прохождении производственной практики в организациях продолжительность рабочего дня зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством для подростков до 16 лет - 4 часа в день (24 часа в неделю), от 16 до 18 лет - 6 часов в день (36 часов в неделю). В возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю. Продолжительность перемен во время учебных занятий составляет не менее 10 мин. Отдых обучающихся в перерывах между занятиями проводится в рекреационных или специально отведенных помещениях, а в тех случаях, когда позволяют погодные условия, на свежем воздухе. Для питания обучающихся предусматривают перерыв не менее 45 мин. Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима школы и учреждения НПО к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения и профессии, предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 мин. работы, на втором этапе, через 1,5-2 часа и на заключительном этапе производственной практики режим работы подростков приближают к режиму труда взрослых рабочих, с более ранним обеденным перерывом (после 3 часов работы). При выборе режима учебно-производственной деятельности осуществляют дифференцированный подход с учетом характера осваиваемой профессии: - при освоении профессий, не связанных с воздействием выраженных профессиональных вредностей, лучшим вариантом режима обучения является такой, когда на первом курсе два дня практики разделены одним, максимум двумя днями теоретических занятий; на II курсе целесообразно проведение производственного обучения сдвоенными днями; на III курсе допустимы встроенные дни производственного обучения, а также чередование дней теоретических и практических занятий в различных сочетаниях; - занятия по трудным для усвоения предметам теоретического обучения следует проводить в дни и часы более высокой работоспособности обучающихся, чередуя их с занятиями по другим предметам: в понедельник или субботу рекомендуется включать в расписание не более двух уроков по трудно усваиваемым предметам, в дни высокой работоспособности (вторник, среда) - три-четыре; необходимо предусматривать чередование общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов в течение учебного дня; проведение сдвоенных уроков разрешается по всем предметам, кроме уроков физкультуры в залах. Режим работы на дисплеях организуется в соответствии с санитарными правилами.На основании данных медицинского осмотра всех обучающихся распределяют для занятий физической культурой на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Обучающихся, не прошедших медицинский осмотр, к занятиям не допускают. Основной формой физического воспитания являются уроки по физической культуре, которые рекомендуется включать в учебный план в объеме не менее 4 часов в неделю. В расписании занятий уроки физкультуры равномерно распределяют по дням недели. Уроки лыжной подготовки и занятия в бассейнах проводят 1-2 раза в неделю по 90 минут.Уроки по лыжной подготовке не проводят при температуре ниже -20°С без ветра и при температуре ниже -18°С при наличии ветра, занятия по плаванию - при температуре воды ниже +18°С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: