Заключение о человеческой телесности

Таковы выделенные нами три концепции телесности в современной философской антропологии, продолжающие древние традиции, а потому выражающие нечто существенное о человеческом теле.

Это существенное может быть сведено к тому, что человеческое тело – вовсе не дом человеческого бытия. В нашем теле мы скорее в гостях, чем дома. Наше тело это, скорее, «машина для жилья», чем органически соответствующее нашему бытию жилище.

Человек только то и делает, что пытается преодолеть, снять свою телесность, то ли технически «усовершенствуя», усиливая и «продлевая» свои органы, то ли стыдясь его (см. В.С. Соловьев), то ли с помощью психоделических средств (как у Ст. Грофа) воспаряя над своим телом.

Все попытки преодолеть, снять свою телесность предстают как аскеза в широком смысле слова. Собственно, человеческое бытие всегда есть по своей форме аскеза, в религиозных дискурсах как спасение. Дистанцирование по отношению к своему телу предстает в религиозных дискурсах не только как неприятие своего собственного тела, но и неприятие мира вообще. Что касается светских новоевропейских дискурсов, то преодоление своей телесности оказывается освобождением, которое развертывается через идею запрета и идею волевого напряжения, усилия воли.

Эта аскеза развертывается по двум направлениям. Во-первых, это активный аскетизм, деятельность, использующая тело как средство. Мы, новоевропейцы, хорошо знакомы с такой формой аскетизма как труд. В русской литературе активный аскетизм символизируется такой фигурой как Штольц из романа И. Гончарова «Обломов».

Во-вторых, это созерцательный аскетизм. [61] Этом смысле и сам Илья Обломов тоже аскет, но аскет другого типа – созерцательный аскет.

Есть одна исходная посылка «снятия» своего тела, один главный путь преодоления, заданный вместе с ним самим и в некотором смысле раньше его. Эта предпосылка, существующая еще до активного и созерцательного аскетизма, состоит в множественности тел, в социальности.

«Я один, - говорит К. Ясперс, - не являюсь самостью для самого себя, а становлюсь ею во взаимодействии с другой самостью. Коммуникация есть условие также и личного бытия…»[62] Случайно ли Фрейд он анализа телесности в последний период своего творчества (1927-1939) переходит по существу к социальной философии и культурологии?[63] Думается, что не случайно. Отношения между индивидами в некотором смысле «первичны», а личности, даже во всем их богатстве их индивидуальностей, «вторичны». В этой истине, кстати говоря, - любимейшей истине всякой школьной философии, в том числе и школьного марксизма, есть правда преодоления телесности.

Конечно, коммуникация, общение, отношение вовсе не тотальное средство спасения. Через сюжет коммуникации красной нитью идет тема подлинности-неподлинности. Общение, конечно, это выход из под гнета телесности, но есть такое общение от которого лучше убежать обратно под защитную сень тела. Пограничная, возможностная сущность человеческого бытия обнаруживается, в частности, в том, что оно более или менее свободно балансирует на грани телесности и коммуникации, компенсируя друг другом.


[1] Цит.: Агацци Э. Человек как предмет философии.// Вопросы философии, 1989, №2, с.24. Тезис Декарта – это «трудная мысль». Он снова и снова осваивается, См. напр.: Коровин С. Прощание с телом. Шорт-лист премии «Национальный бестселлер». Санкт-Петербург – Москва. 2003. У Сергей Коровина существенно название: «прощание с телом». Человеческая жизнь есть, в сущности, прощание с телом. Классические образцы это В. Набоков «Лолита». Этот роман тоже можно было бы назвать «прощание с телом».

[2] Пристли Джозеф. Исследования о материи и духе (1777).// Английские материалисты XYIII в.Т.3, М., 1968, с.155.

[3] О понятии границы см.: Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

[4] Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. М., Ad Marginem, 1995, с.28-29.

[5] См.: “Stern”, 22,23.5.2001. с.15.

[6] Подорога В.А. Феноменология тела, с.22.

[7] См.: Кречмер Строение тела и характер.

[8] Этот вопрос исследован в фильмах А. Сокурова.

[9] «Обмен веществ» в процессе еды существенная часть техногенеза. См.: Ферсман А.Е. Геохимия в 4-х т. Т.2. Л.,1934. Техногенез предстает здесь как тип минералообразования, связанный с хозяйственной деятельностью человека (с.27). С этой точки зрения роль техники в процессе еды – это особая и важная тема. Ср. также работы В.И. Вернадского, С.Н. Булгакова и др.

[10] Плеснер Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

[11] Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. М., Ad Marginem, 1995, с.18.

[12] За небольшими исключениями: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990, гл. 4. «Пиршественные образы у Рабле», с.305-334. Этнографии и культурологии здесь повезло гораздо больше. См. также: Зленко Г.Д. «Поэма о еде» найдена в Одессе// Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Вып.6, 1996, Воронеж, с. 248-249.

[13] Метафорика еды пронизывает всю культуру, всю философию. («Попробовать на зуб», «проглатывать книги», «интеллектуальный голод», и т.д.).

[14] Мы говорим о социальных пространствах, т.е. имеем в виду экстенсивное отношение предметов. В социальных пространствах как люди, так и вещи сосуществуют друг рядом с другом, не уничтожая друг друга.

[15] О символике света в эпоху Просвещения см.: Baczko B. Utopian lights: The evolution of idea of social progress. N.Y., 1989. /2.3.92.02.033, Т.А. Алексина/

[16] Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы. Роман/ Пер. с нем. Э. Венгеровой. - М.:Радуга,1992.

[17] См., напр.,: Диденко Борис Андреевич. Цивилизация каннибалов: человечество как оно есть. М., 1996; Диденко Б.А. Хищная власть: зоопсихология сильных мира сего: (Философско-публицистические эссе, посвященные проблеме зла, порождаемого властными структурами). М., 1997. Хотя построения Б.А. Диденко во многом спорны, однако бесспорна фундаментальная роль каннибализма на раннем этапе человеческого развития.

[18] Ахиезер А.С. Богаты мы или бедны? //СО: современное общество. - Харьков. - 1994.- №3. С.46-50. Прудон П.-Ж. Бедность как экономический принцип. М., 1908. Медведев Ж. Продовольственный кризис и глобальная экология. // Свободная мысль, 1997, №12, с.10-20.С 1992 г. Россия по потреблению продуктов питания между Нигерией, Заиром и Бангладеш. (с. 10).

[19] От греч. ;γνωστιχός – познавательный.

[20] Демиург как ремесленник с оттенком «халтурщик». Вспомним, что уже в «Ригведе» Тваршар далеко не самый главный бог, хотя он и все сотворил. Аналогичное место в греко-римской мифологии занимает Гефест – Вулкан.

[21] Василид, 1 в. н.э.

[22] Сочинения гностиков уничтожались христианами. Поэтому о сочинениях гностиков мы знаем главным образом по цитатам, приводимым в сочинениях христианских богословов. Правда, после Второй мировой войны в Египте (Хенобоскион) был найден архив гностических текстов. См.: Ленцман Я. Происхождение христианства. 1958, с.252.

[23] Источники: Браш М. Классики философии. Т.1, Греческая философия. СПб, 1907, с.426-509. Литература по неоплатонизму: Лосев А.Ф. Философская проза неоплатонизма. // История греческой литературы. Т.3, М., 1960; Cassirer E- Individuum und Cosmos in der Philosophie der Renaissanse. Lpz, 1927; Hasse K.P. Von Plotin zu Goethe. Lpz, 1909 (развитие неоплатонистского мировоззрения к мировоззрению нового времени).

[24] См.: Соловьев В.С. В редакцию журнала «Мысль» // Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. Т.1. В том же духе строится и утопия Н.Ф. Федорова, вообще – идеология русского космизма.

[25] Вдумаемся с этой точки зрения в описание «скандалов» у Ф.М. Достоевского, провозвестника новейшего стиля философствования. Сегодня в литературе продолжение этой стилистики весьма заметно: Людмила Петрушевская, Эдуард Лимонов, Генри Миллер, Сергей Коровин, Юрий Мамлеев, и др.

[26] Подорога В. Феноменология тела. М., 1995, с.8.

[27] Ницше Ф. Воля к власти. Киев, 1994, с.306,315; Цит. Подорога В. Цит. соч., с.17.

[28] Подорога В. Феноменология тела.,с.31.

[29] Или – «Едоки картофеля» Ван Гога.

[30] См., напр.: Хисамов А. Как увеличить «мужское достоинство». //Здоровье, 1997, №6.

[31] Британцы провели опрос среди мужчин, чтобы выяснить, каких размеров женская грудь им нравится. Оказалось, что большинство представителей сильного пола считают наиболее привлекательной женскую грудь средних размеров. Как сообщает Ananova, опрос был проведен британским порталом MyVoice.co.uk по заказу крупного производителя бюстгальтеров Gossards. Он был посвящен Международному дню размножения, который празднует фирма-заказчик. Из 1200 мужчин, принявших участие в акции, 53% заявили, что они «предпочитают женщин со средним размером груди», 14% нравится грудь больших размеров, и только 5% находят привлекательной небольшую грудь. Оставшиеся 28%, как выяснили My Voice, вообще не волнует размер женской груди, для них главное, чтобы эта часть женского тела была красива. Кстати, большинство опрошенных отметили, что грудь является решающим фактором в мужском восприятии женщины. Марина Судакова, Газета Ру,10.6.02.

[32] Шпенглер О. Закат Европы, т.1, 1923, с.361.

[33] Шпенглер О. Закат Европы, т.1, 1923, с.361.

[34] Рачинский Г. Предисловие к русскому изданию.//Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. (1884-1888). Под ред. Г. Рачинского и Я. Бермана. М., ТОО “Транспорт”,1995, с.7.

[35] Немилов А.В. Биологическая трагедия женщины, (второе издание) Л., 1925.

[36] Снова обратим внимание, что понятие «человеческая природа» не имеет значения для Хайдеггера, но вполне значимо для социобиологического и натуралистического направлений. Так же как для этих последних не имеет особого смысла понятие человеческого бытия: это просто развертывание в пространстве времени однажды возникшей и в главном равной самой себе человеческой природы.

[37] См. публикацию А. Кестлера под таким названием.// Литературная газета, 1971, 12 мая. С. 13. См. также альманах «Время и мы» М., 1990. Здесь подчеркивается, что биологический вид Homo sapiens ошибка эволюции потому, что растет эффективность изобретаемых человеком средств массового уничтожения себе подобных (с.221).

[38] См.: Летов О.В. Социобиологизм как течение современной философской антропологии.// Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1, М., 1988.

[39] Амосов Н. Реальности, идеалы и модели.// Литературная газета, 1988, 5 октября.

[40] Например, Платон или К.Э. Циолковский.

[41] Grof S. Beyond the brain: Birth, death and transcendence in psychotherapy. N.Y. 1985, p.73.

[42] Впрочем, если следовать логике этого примера, внешнее наблюдение за работой прибора не позволяет определить, имеем ли мы дело с телевизионным приемником, видеомагнитофоном или, предположим, компьютером, синтезирующим программы как раз внутри аппарата.

[43] В любой более или менее развитой философской системе, так или иначе, этот тезис отрицается. Так в диалектическом материализме была развернута борьба с «вульгарным материализмом». См. полемику Э.В. Ильенкова с Дубровским на страницах журнала «Вопросы философии» в 60-е гг.

[44] Ср. русский вариант подобного подхода. По словам Е.И. Рерих «самой насущной задачей, встающей сейчас перед человечеством, является именно синтезирование духовного с материальным…Мир будущий, мир высший грядет в доспехе лучей лабораторных»(Цит.: Вторая Изварская научная конференция, посвященная 60-летию института «Урусвати». Л., 1988, с.5.

[45] Виттельс Фриц. Фрейд. Его личность, учение и школа. Госиздат, Ленинград, 1925. Репринт: Ленинград, ЭГО, 1991, с. 42.

[46] Ср. с аналогичными по существу исследованиями К. Кастанеды.

[47] В русской культуре тема связи рождения и смерти исследована в художественной форме Ф.М. Достоевским. См. анализ: Корякин Ю. «Лишь начинаю…»// Литературное обозрение, 1981, №11.

[48] Тень Дарвина реет над Фрейдом, и хотя уже сам Фрейд уходит от натурализма XIX в. к отчетливо выраженному мифу, еще дальше в этом направлении уходит Ст. Гроф.

[49] Виттельс Фриц. Фрейд. Его личность, учение и школа. Госиздат, Ленинград, 1925. Репринт: Ленинград, ЭГО, 1991, с.60.

[50] На защите докторской диссертации В. Козловским труд был не указан как одна из ценностей, что вызвало удивление у старых членов ученого совета (П.Н. Хмылев).

[51] См. один из сквозных сюжетов культуры. Кроме Экклезиаста эта тема обнаруживается, например, в старой голландской живописи. Картины, называемые обычно «Суета сует». Ср. также «Меланхолию» Дюрера.

[52] Термин Д. Гэлбрейта. См.: Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества. М., 1976.

[53] Это одно из главных открытий Фрейда. «Сегодня, после долгих лет враждебности и скептицизма, наука и особенно нейрофизиология, изучающая состояние сна и сновидений, склоняет голову перед создателем психоанализа, подтверждая, что человек, будучи, несомненно, рассудительнее и сознательнее животного, является все же существом сновидений…» Дадун Р. Фрейд. М., 1994, с.23.

[54] Вспомним роль образа Прометея в метафорическом строе раннего Маркса.

[55] Вспомним одноименный фильм Арсения Тарковского.

[56] Тема предательства в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского. Его отношения с умирающей Марией Дмитриевной и с А. Сусловой. См.: Карякин Ю. «Лишь начинаю…»// Литературное обозрение, 1981, №11.

[57] Данте. Божественная комедия. Рай.

[58] Ср.: Lambert-Farage A.-M- La terre initiatrice et les grandes mutations du futur de l’homme. P., 1986; Анализ этой работы в: Философское понимание человека. Вып.2., (В.М. Геворкян). Ламбер-Фараж в духе космизма полагает, что планета Земля обладает высшим разумом, который она передает человеку с помощью магнитных полей в коллективное бессознательное. В третьем тысячелетии родится братский человек, воцарится любовь. Придет время, и Земля откроет свое сердце человеку-телепату, общающемуся со своими братьями, живущими по всей планете (р.118).

[59] Вообще перед нами описание катарсиса в искусстве.

[60] Дадун Р. Цит. соч., с.50.

[61] Различие активного и созерцательного аскетизма см.: Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Макс Вебер. Избр. произв., М., 1990; цит. «Религия и общество», М., 1996: «противоположность в самом неприятии мира между активным аскетизмом, то есть угодной Богу деятельностью в качестве орудия Божия, и созерцательным обладанием спасения, свойственным мистике, где речь идет не о том, чтобы действовать, а о том, чтобы иметь, где человек является не орудием, а сосудом божественной воли, деятельность же в миру должна представляться угрозой совершенно иррациональному и внемирскому состоянию, заключающемуся в ощущении своей спасенности». (с.565).

[62] Jaspers K. Idee der Universität.B., 1923, s.36. Работа Ясперса раскрывает смысл университета, где в высоком общении возникает подлинная человечность человека. В этом смысле идея Университета близка идее Церкви, идее соборности в русской идеалистической философии и является в известном смысле метафорой человечности вообще.

[63] См.: Дадун Р. Цит. соч., с.118.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: