Концепция телесности у Ст. Грофа

Обратимся теперь к третьей современной концепции телесности, которая также имеет древние корни. Она продолжает традицию неоплатонизма.

Исследования Станислава Грофа и его сотрудников (Майкл Мёрфи, Дик и Ричард Прайс, Рик Тарнас и др.) относятся к области «трансперсональной психологии». На мой взгляд, у «трансперсональной психологии» совершенно особое отношение к положительной науке о психических процессах, т.е. к традиционно понимаемой психологии. Основную идею Ст. Грофа можно интерпретировать так: человеческое бытие независимо от эмпирически данной телесности. Человеческое тело всего лишь посредник между космическим бытием и человеческим бытием. В этом смысле можно утверждать, что Ст. Гроф продолжает неоплатоническую концепцию понимания телесности. Ведь именно для неоплатонизма сверхсущее единое-благо, стоящее во главе иерархии бытия, постигается только в сверхумном экстазе. Вот и Ст. Гроф разрабатывает, так сказать, «технологию», весьма современную, такого экстаза. Если социобиология работает на ньютоновско-картезианской модели человека, развернутой Дарвином на сферу живого, то Гроф отмежевывается от нее, подчеркивая кризис западной науки. Эта последняя вовсе не означает собой какого-то поступательного приближения к истине. Точно так же как и традиционная мудрость (магия, колдовство, астрология, хиромантия и пр.) вовсе не есть сплошная глупость и неразвитость.

Мы должны преодолеть господствующий в новоевропейском сознании образ человеческого тела как биомашины. Следует на новом уровне возвратиться к древней мистической традиции. «При определенных обстоятельствах человек может функционировать как безграничное поле сознания, преодолевающее как пределы физического тела, так и ньютоновское время, пространство, причинно-следственные связи».[41]

Основные постулаты Ст. Грофа сводятся к следующим:

Сознание осуществляется не в мозгу. (Отсюда и название главной книги «За пределами мозга»);

Сомнительно, что сознание – продукт материи, или что все существующее имеет определенную материальную природу.

Неверно, что сущность мира нельзя проверить экспериментально.

Рассмотрим эти постулаты подробней. Прежде всего, во-первых, по поводу взаимосвязи сознания и мозга. Казалось бы, медицинские свидетельства непреложно доказывают, что сознание и мозг теснейшим образом связаны. Но возьмем такой пример, Качество изображения и звука в телевизоре, разумеется, зависит от работы его деталей. Мастер по характеру искажений на экране и помех может определить дефект и, сменив деталь, наладить работу телевизионного приемника. Но это вовсе не значит, что программы телевизионных передач составляются внутри приемного аппарата![42] Конечно, Ст. Гроф прав, что положение Дж. Локка («в разуме нет ничего, чего бы не было в чувствах») никакими из существующих научных методов.

Понятно, во-вторых, и сомнение Ст. Грофа что такие вершины человеческого духа как искусство и религия, этика и наука всего лишь продукты материальных процессов в мозгу.[43]

Наконец, в-третьих, особое внимание привлекает постулат Ст. Грофа об экспериментальном постижении сути бытия. Речь по существу идет о старой неоплатонистской идее. Известно, что сирийская школа неоплатонизма, основанная Ямвлихом (4 в.), обращала особенное внимание на культовую сторону философии. Изъяснялись сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, мистерий, экстатического вхождения в сверхчувственный мир. В известном смысле можно сказать, что сегодняшний культ – это эксперимент, (или, - что эксперимент это культ новоевропейского научного знания). Поэтому новейшее философствование ныне выходит к эксперименту не только в плане метафор и уподоблений.[44]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: