Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, предоставляет возможности освоения новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, обусловливает изменения экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны, миграция населения становится причиной роста городов и обезлюдения села, усиливает маргинальность общества, обостряет социальные, межнациональные, культурные и иные противоречия.
Экономические последствия миграции рабочей силы для стран-импортеров в целом положительные: это фактор развития и расширения производства; занятость на тяжелых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривлекательных для местного населения; рабочие-иммигранты 224 в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры — иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам-реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям иммиграции относят усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.
|
|
Для стран — экспортеров рабочей силы экономические последствия выражаются в получении дополнительных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам (табл. 5).
. Международное и национальное регулирование миграции рабочей силы
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.
Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека.
|
|
Последствия международной миграции рабочей силы
Выгоды | Потери |
Принимающая страна в целом выигрывает: выгоды предпринимателей превышают потери рабочих; потребители покупают более дешевую продукцию и услуги; положительное влияние на государственный бюджет (рост налоговых поступлений); возникает мультипликационный эффект части дохода, которую иммигранты используют на покупку товаров и услуг | Принимающая страна в целом проигрывает: потери рабочих в результате снижения цены труда на национальном рынке рабочей силы; отрицательное воздействие на государственный бюджет (выплаты пособий по бедности, возможная перегрузка общественных школ); возможны межнациональные конфликты; возможен рост преступности, особенно при нелегальной иммиграции |
Для экспортирующей страны: выигрыш рабочих, получающих более высокую зарплату; появление дополнительных источников валютных поступлений за счет частных переводов эмигрантов; возвращение в страну «обогащенных» передовым опытом трудовых ресурсов; смягчение экономических и социальных проблем, связанных с безработицей | Для экспортирующей страны: потери предпринимателей из- за повышения цены труда; недопоступление налоговых платежей в финансовую систему; потери эффекта от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы — «утечка умов» |