Билет № 26 1. Стихотворения Ф.И.Тютчева или А.А.Фета о природе. Чтение наизусть одного из них

Ф. Тютчев.
Природа — основная тема его творчества. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзажи, а космос. Некрасов: «живое, грациозное, пластически верное изображение природы». Основной прием — олицетворение.
«Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Явления природы одушевляются, обретая голос:
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет!»
Передается молодое, веселое чувство весны.
Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. «Осенний вечер»: картина вечерних сумерек.
«Люблю грозу...»: когда весенний первый гром.
Часто в его стихах мы находим параллели жизни природы и жизни человеческой души. «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Тени сизые сместились».
Важнейшая тема для Тютчева — хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной» теме. Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования.
Приемы аллитерации.
Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души...
Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?..
О! бурь заснувших не буди — Под ними хаос шевелится.


А. Фет.
В лирике шел от человека, от природы, от чувства. Красота — единственная цель поэзии.
Особая роль мелодической организации стиха: использование аллитераций, ритмических рисунков.
«Шепот, робкое дыханье...»
Природа, любовь. Безглагольность. Свидание в саду. Таинственный полумрак. «Музыка любви». Импрессионизм. Он изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика составляют у Фета одно целое. «Шепот, робкое дыханье, трели соловья».
Ключевые образы его лирики — «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода, новой жизни — высшее выражение душевного подъема.

2. Герои прозы В.М.Шукшина (на примере одного рассказа).

В. Шукшин пришел в литературу со своим героем. Его герои — деревенские люди, живущие простой на первый взгляд жизнью. Наблюдая эту жизнь, автор задумывается: а был ли в ней какой-то большой смысл? Шукшин отвечает на поставленный вопрос: смысл их жизни — в духовности, нравственности бытия, истинной человечности.
Человек духовный чувствует красоту искусства, природы, народного творчества («Мастер», «Чудик», «Думы»), он непременно откликается на горе другого человека («Как зайка летал на воздушных шариках», «Горе»), старается доставлять людям радость («Сапожки»), если видит зло — борется с ним («Рыжий»). Сердце его открыто навстречу людям и всему прекрасному. Такой герой часто говорит, что у него «душа болит», «ноет», «тоскует». Мне интереснее всего исследовать характер человека... не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа», — писал Шукшин.
Герой «Штрихов к портрету», телевизионный мастер Николай Николаевич Князев — человек, обеспокоенный тем, что вокруг «нет порядка». В свободное от работы время он пишет трактат «О государстве», где размышляет о том, что нужно сделать, чтобы каждый нес максимум государству: «Вы только вдумайтесь: никто не ворует, не пьет, не лодырничает — каждый на своем месте кладет свой кирпичик в это грандиозное здание». По мнению Князева, такое возможно лишь при разумной организации государства, которое ему представляется в виде «многоэтажного здания, все этажи которого прозваниваются и сообщаются лестницей». «Представим себе это огромное здание в разрезе, — размышляет Князев. — А население этажей — в виде фигур, поддерживающих этажи. Таким образом, все здание держится на фигурах. Для нарушения общей картины представим себе, что некоторые фигуры на каком-то этаже — «х» — уклонились от своих обязанностей, перестали поддерживать перекрытие: перекрытие прогнулось. Или же остальные фигуры, которые честно держат свой этаж, получат дополнительную нагрузку; закон справедливости нарушен. Нарушен также закон равновесия — на пульт управления летит сигнал тревоги. С пульта управления запрос: где провисло? Немедленно прозваниваются все этажи...»
Герою неравнодушному, задумавшемуся о себе, об окружающей жизни, о том, как преобразовать мир, живется трудно, не всегда он находит взаимопонимание. Князев попадает в милицию, правда, его трактат «О государстве» заинтересовал начальника милиции.
И тем не менее шукшинский обеспокоенный человек крайне необходим людям. «Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут», — характеризовал своих героев Шукшин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: