Билет 12

Вопрос 1.

http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00057001184919821406/

Вопрос 2.

Билет 13.

Вопрос 1. в

Вопрос 2.

Арсений Ларионов вошел в русскую литературу в 70—е годы теперь уже прошлого века с романом «Лидина гарь». В нем была отражена дореволюционная жизнь северной деревни, слом устоявшегося уклада, резкие, зачастую болезненные повороты людских судеб в исторической круговерти 20—х годов. «Рок» — тоже роман о деревне, только автор переносит нас в самые «благополучные», застойные годы. И если «Лидина гарь» — книга, где главными героями являются крестьяне, то в «Роке» писатель талантливо изображает представителей так называемого «партийства», мелкой и средней сельской номенклатуры.

Главная идея «Рока» — отрицание собственной жизни и отеческой судьбы центральным героем романа, директором Лышегорского совхоза Коробеевым. «Застойное» время 70—80—х годов, сохранившее у власти старых «фронтовиков» (Коробеев в годы Великой Отечественной был танкистом), сделалось горестной предтечей грядущей национальной катастрофы: люди, принесшие победу России в сорок пятом, почти безропотно хоронили ее в начале девяностых. Автор послесловия, доктор филологических наук Николай Неженец, видит в этих событиях печальную параллель с Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов. «Как схоже с Сенатской площадью», — замечает он.

Тема, поставленная автором в «Роке», своим «замахом», пожалуй, вытесняет размышления других писателей—деревенщиков по этому поводу (Астафьев, Белов, Абрамов, Можаев, Распутин, Солженицын). Даже внешняя канва произведения драматична. Перед читателем разворачивается печальная история о том, как сбежавшие с войны дезертиры, уже на закате своих лет начинают сводить счеты с односельчанином. А он, добиваясь правды и ясности, начинает обличать не только своих явных хулителей, но и управителей современной жизни. Все кончается трагически: главный заводила застрелился, оклеветанный воин умер от разрыва сердца, а в среде «номенклатуры» тоже произошли изменения — начальствующего и надоевшего людям Коробеева отправили на пенсию, а его место занял молодой сообщник по воровскому делу... Жизнь, как говорится, продолжается...

Впрочем, главная идея «Рока» значительно глубже. Автор показывает распад русского мира, всеобщий людской разор и «духовный паралич» (Достоевский). В романе, реалистическом по сути, закрепляется мысль о трагической безнадежности мира. Потому — «Рок»... Автор явно тяготеет к образцам староклассической прозы — Толстому, Достоевскому, Леонову. Рок — хождение против истории, против природы и против Бога.

В предисловии ко второму изданию своего романа “Рок” вы написали: “…впору писать новый роман, наблюдая нынешние непосильные потуги лжепатриотов и помня жестокие поражения русских правдолюбцев во все времена отечественной истории”. Неужели русские правдолюбцы обречены на вечное поражение?

– История правдолюбцев у нас действительно пропитана кровью. Три крестьянских богатыря – Болотников, Разин, Пугачев – не нашли волю народу, а буйные головы сложили. Великий писатель и страстотерпец Аввакум Петров сгорел на костре вместе со своими сподвижниками за правдолюбие записок, рассылаемых им по всей России из Пустозерской земляной тюрьмы. Царевич Алексей выступил против отца за правду русского народа и был казнен Петром I в “остудных целях”. Писателя Радищева загубили за сочувствие бесправному народу. Дворяне, искавшие “русскую правду” в декабре 1825 года на Сенатской площади, были изобличены царем как люди безнравственные, пытавшиеся обманом взять власть. Царь сам вел следствие и судил их как преступников, предавших дворянское сословие. Потом были писатель-демократ Чернышевский и гиблые революционеры – Желябовы, Перовские, Петрашевские, Каракозовы, Ульяновы… Участь их известна.

Даже гигантская партия КПСС в 19 миллионов (!) человек рухнула в одночасье, как поддохлая моль, оставив о себе правдолюбивые мифы и легенды о борьбе за народное счастье. Мировой капитал, как всегда, оказался сверху.

За всю эту долгую российскую историю только один раз, в октябре 1917 г., правдолюбцы-большевики взяли власть, и то обманув народ, поскольку ни землю, ни фабрики народ так и не получил, а жизнь свою осложнил, отяжелил на целый XX век, названный теперь кровавым. Такова дорога правды!

Что из этого следует: сила ломит силу. Правда – неотъемлемая часть народного духа, но, как ни сетуй, не имеет огромной материальной и физической мощи. Вот и в наши дни весь мир стал тюрьмой США. И опять распутно звенит золотой телец, нагоняя страх на “вольные” народы.

В романах “Рок” и “Раскаянье” землей обетованной главным героям Алексею Варламову и Кириллу Легостаеву видится затерявшаяся в северных далях деревенька. Но, как показывает развитие сюжета, даже малая родина не спасает от гибели этих людей. В чем причина их личных драм?

– Малая родина, родимая сторонушка вовсе не панацея от всех бед. Иначе зачем писать книгу? Я стойко придерживаюсь традиций русской классической литературы: реализм всему духовному голова. Герои моих романов в силу своих жизненных убеждений терпеливо несут опасность беды внутри себя, в своей еще не совсем укрепившейся душе, а стало быть, беда эта всегда может разрешиться смертельным исходом в любой час и в любом месте. Но мне ближе и дороже, чтобы герои мои после тяжких жизненных испытаний упокоились на родительском погосте вместе с родными душами, вернулись домой навечно. Я бы и сам предпочел разделить их участь, если даст Бог такую возможность… Нам, русским, дорог пушкинский завет: “Но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать”. В том, видно, есть Божий промысел…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: