Группы: Определение, условие формирования

Группа - относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения. В психологии и педагогике традиционно выделяют следующие признаки групп:1.способность членов группы включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. 2.осознание участниками своей принадлежности к конкретной социальной группе; 3. установление определённых отношений между членами группы; 4. внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и т. п.; 5. действие т. н. группового давления, побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в группе ожиданиями; 6. наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к данной социальной группе.

Индивиды включаются как в формальные, так и неформальные группы по причинам, связанным, во-первых, с необходимостью достижения организационных целей и выполнением заданий, и, во-вторых, с потребностью в общении в ходе социальных процессов, а также на основе чувств удовлетворенности или неудовлетворенности, приязни или неприязни. Основными причинами формирования социальных групп являются следующие:

● работники приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;

●в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;

● в процессе идентификации у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;

● часть работников нуждается в защите своих интересов и потребностей, что возможно лишь при совмещении усилий в условиях организации, включении индивида в социальные институты, которые осуществляют свои функции также через деятельность организаций;

● индивидам необходим контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;

● у всех индивидов имеется потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

Индивиды испытывают различные ожидания относительно выгоды, которую приносит им членство в социальных группах. Можно сказать, что группа является постоянным источником мотивации и удовлетворенности трудом, а также главной детерминантой эффективности деятельности в рамках организации. Руководители организации должны осознавать важность деятельности групп, распознавать взаимосвязи между группами и использовать их для достижения целей организации.

48. Конфликт - это столкновение людей по причине несоответствия и противоречия их интересов и целей.

Виды конфликтов: По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации). По степени проявления (открытые, скрытые). По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные). По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты). По формам борьбы (мирные и немирные). По особенностям условий происхождения (эндогенные и экзогенные).

Принципы управления конфликтами

Принцип объективности - адекватное понимание и реалистичная оценка конфликтных событий.

Принцип конкретно-ситуационного подхода - учет разнообразия образов и форм, качественных и количественных различий, последовательности и особенностей проявления конфликта.

Принцип гласности - доведение информации до заинтересованных групп (лиц), формирование объективной общественной мысли и соответствующее отношение к конфликтным событиям.

Принцип демократичности - управленческое воздействие на субъекты конфликта средством защиты их социальных интересов, снятие противоречий и антагонизма.

Принцип системности - комплексное использование технологических приемов влияния на динамику конфликтного взаимодействия.

49. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия для достижения цели организации. Власть —способность (возможность) влиять на поведение других людей людей с целью подчинить их своей воле. Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности. Основные виды власти: 1. Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх. 2. Власть, основанная на вознаграждении. Положительное подкрепление, но ограничения в ресурсах при выдаче вознаграждения. 3. Экспертная — разумная вера. Исполнитель верит, что руководитель обладает исключительными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. Данный тип власти менее устойчив, чем харизматическая. 4. Харизматическая власть. Слепая вера в личные качества руководителя. Свойства руководителя могут быть просто привлекательны для исполнителя (он хочет быть таким же, власть примера). 5. Законная власть — исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказы. Она основана на традициях.

Эффективное управление невозможно без лидерства. Лидер, наделенный официальными властными полномочиями обладает определенными качествами и выполняет в организации следующие функции: постановка целей и их транслирование в коллектив, поиск средств для достижения этих целей, побуждение и вдохновление людей для достижения целей, координация и объединение усилий в группе, контроль над процессом исполнения, внесение корректировок в план достижения цели в зависимости от ситуации.

50. Эффективность менеджмента- результативность управленческой деятельности. Она оценивается по степени достижения целей и задач менеджмента

Критерии оценки эффективности: Действенность — степень достижения целей организации. Экономичность — соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов. Качество — соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей. Прибыльность — соотношение между доходами и суммарными издержками. Продуктивность — соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.). Качество трудовой жизни — условия труда работников. Инновационная активность — внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента: совершенствование структуры организации, более рациональное распределение функций, прав, ответственности; выработка стратегии развития организации; совершенствование системы принятия решений в организации; разработка эффективной информационной системы в организации; совершенствование системы управления персоналом (подбор, изучение кадров, механизм мотивации); осуществление мер по предупреждению возникновения конфликтов; максимальное развитие самостоятельности и ответственности работников; создание культуры организации, выработка ценностей, признаваемых и разделяемых сотрудниками.

Требования к процессу повышения эффективности менеджмента: заинтересованность и единство руководства высшего уровня; соблюдение высшим руководством принципов морали; вовлечение всего руководящего состава в процесс преобразований


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: