Символика языка

«Имя является полноценным представителем предмета для человека».

Без слов, без имени вещей, человек изолирован от мира, без слов он не развивается.

Язык позволяет нам «духовно и мысленно осваивать окружающий мир». Речь человека – в отличие от животного формулируется словами, которые оформляются в мысли. Слова, понятия, термины в свою очередь, являются символами. Мысль устанавливает связь между двумя вещами, которые выражаются в словах символически. Если в вещах находится общность отличительных признаков, тогда обретает смысл символическое уподобление. Й. Хейзинга в своей работе «Осень средневековья» приводит пример восприятия сознанием средневекового человека символики цветущих роз. Вы видите: алая и белая роза цветут в окружении шипов. «Средневековый ум сразу же усматривает здесь символический смысл: девы в мучении сияют красою в окружении своих преследователей. Как происходит это уподобление: из-за наличия одинаковых признаков: красота. Нежность, чистота, кровавая алость роз те же, что и дев и мучеников». Но автор отмечает, что такое взаимодействие обретает тогда полноту мистического смысла, когда возникает внутренне обусловленная связь между символическим.

Вспомните понятие семантического треугольника из курса логики. Каждый знак обладает смыслом и значением. Знак выражает определенный смысл, смысл, в свою очередь указывает на значение

Символ существует как в написанном или сказанном тексте, так и вне зависимости от него, он попадает в память писателя из глубин памяти культуры и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву. Опять же здесь можно привести наглядный пример Вавилонской башни (которая, как уже отмечалось, сама стала ярким и сильным символом).

Библейский текст: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей, и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес (...). И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». Так, прослеживается некая цикличность: культура (появление мифа, легенды) – язык (описание мифа или легенды, причём язык сам является символом) – символ (которым становится миф или легенда) – культура (которой становятся мифы и легенды и которая сама впитывает в себя мифы и легенды).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: