Обследование письма

Нарушения письма у детей — это особые специфические затруд­нения, которые обусловлены системным недоразвитием опреде­ленных сторон речевой деятельности ребенка. У детей с нормаль­ным слухом и интеллектом, достигнувших школьного возраста, это недоразвитие проявляется прежде всего в недостаточной сформи­рованности представлений о звуковом и морфологическом соста­ве слова. В этом случае ребенок оказывается неподготовленным к осуществлению звукового анализа и синтеза речи и вследствие этого к переходу на более зрелую стадию языкового развития — овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р. Е.Ле­вина (1961), об этом свидетельствуют особые нарушения письма, которые могут иметь различную структуру и степень выраженно­сти. Диагностическим признаком нарушений письма, представля­ющих интерес для логопеда, является наличие специфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью рече­вых процессов. Усвоение навыков письма может быть обусловлено не только речевыми нарушениями, но и другими факторами (не­регулярностью школьного обучения, педагогической запущенно­стью, снижением слуха, зрения, интеллекта и т.д.). Объектом же логопедического воздействия являются нарушения письма, обус­ловленные нарушениями в развитии речи. '

В связи с этим задачей логопедического обследования пись­менной речи становится выявление специфических ошибок как основного диагностического показателя нарушений письма.

Первые представления об уровне сформированности письма и о характере ошибок можно получить после просмотра школьных тетрадей. Для уточнения структуры нарушения должно быть про­ведено специальное обследование, включающее три раздела:

- слуховой диктант;

- самостоятельное письмо;

- списывание с печатного текста.


Первый раздел включает пробу на слуховой диктант, состоя­щую из серии постепенно усложняющихся заданий.

Обследование начинается с письма букв, слогов, слов, а закан­чивается предъявлением более сложных форм письменной речи (в зависимости от уровня обученности ребенка — это изложение по картинке или сочинение на заданную тему). Детям, которые только начали обучаться, предлагается письмо букв под диктовку. Ребенку диктуются отдельные звуки, графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли пере-шифровывает их в соответствующие графические изображения.

Следующий момент — обследование письма отдельных слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги (на, са, сы, ту, мо и др.), обратные (ан, ум, от), со стечением согласных (ста, дро, скво), оппозиционные слоги (са-за, са-ша, ра-ла, ба-на, ри-ры). Вместо записи учащийся может составлять слоги, пользу­ясь буквами разрезной азбуки. Цель этих проб — определить, на­сколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные эле­менты, входящие в звуковой комплекс.

Для определения доступного ребенку уровня письма вслед за указанными пробами предлагается письмо отдельных слов и ко­ротких фраз. Вначале диктуются простые, а затем фонетически более сложные слова (дом, шары, гвоздь), а также небольшие фразы (журчит ручей, у крыльца лужи).

Помимо написания отдельных слов и фраз по слуху в процессе логопедического обследования проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для об­следования могут быть картинки, изображающие знакомые ре­бенку предметы (мяч, часы, чайник, девочка и др.). Предлагается написать названия этих предметов или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинкам.

При более продвинутом уровне письма центральным этапом обследования становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они отвечали программ­ным требованиям по русскому языку, а также включали бы боль­шое количество слов со звуками, произношение которых обычно

нарушается.

Диктовать рекомендуется в соответствии с нормами орфоэпи­ческого произношения, без предварительного звуко-слогового анализа слов, входящих в состав диктуемого текста.

Содержание второго раздела логопедического обследования письменной речи предполагает изучение самостоятельного пись­ма детей. С этой целью учащимся (в основном II —III классов и более старших) предлагается:

- самостоятельно составить и записать небольшой рассказ по серии картинок;


- письменно изложить прослушанный или самостоятельно про­
читанный рассказ;

- написать сочинение на заданную тему.

Можно предложить и более простые пробы, позволяющие вы­явить также зависимость усвоения письма от общего развития речи: сочинение предложений или небольшого рассказа по опорным словам и деформированному тексту.

Анализ самостоятельного письма учащихся позволяет выявить как ошибки в звуковом составе слова, так и различные виды аграмматизма.

Третий раздел логопедического обследования письма включа­ет изучение умения списывать текст с предъявленного образца, а при затруднениях — отдельные слова, слоги, буквы. В качестве приема используется также и зрительный диктант, когда ребенок должен самостоятельно прочитать слово или предложение, а за­тем записать их по памяти. Здесь же проверяется, не испытывает ли ребенок затруднений в двигательной технике письма.

Обобщая результаты обследования письменной речи, необхо­димо:

- сопоставить и проанализировать все виды ошибок при пись­
ме; составить сводную таблицу, классифицируя ошибки по виду
и количеству (табл. 3);

- соотнести анализ ошибок при письме с особенностями уст­
ной речи ребенка.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: