Изучение письменной речи

Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.

Формирование навыков письма и чтения находится в тесной связи с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень раз­вития языковых средств, речевых навыков и умений, но также состояние письма и чтения.

Поскольку письмо на начальных этапах обучения невозможно без сознательного анализа звукового комплекса, составляющего произносимое слово, а чтение — без умения сливать отдельные звуки в объединенные фонематические группы, обследование письма и чтения у детей начинается с изучения процесса анализа и синтеза звукового состава слова.

Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фо­нематического восприятия, требуется полная сохранность фоне­матического слуха. Кроме того, формирование речевого слуха осу­ществляется при активном участии артикуляционного аппарата в процессе артикуляционного опыта.

Для диагностических целей в первую очередь следует выявить осо­бенности речевой деятельности ребенка, определить, нет ли выра­женных отклонений в формировании звуковой стороны речи, а так­же умеет ли он дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Только после этого предметом обследования становится спо­собность ребенка сознательно ориентироваться в звуковом соста­ве слова, производить сложные операции над его элементами. Процесс звукового анализа предполагает:

- умение выделять фонемы из звукового состава слова на осно­
ве их слухопроизносительной дифференциации;

- овладение учебным (умственным) действием последователь­
ного выделения всех звуков из состава слова.

В первую очередь следует выявить доступный ребенку уровень звукового анализа. С этой целью используется прием определения количества звуков в слове. Сначала предлагаются фонетически простые, одно-, двухсложные слова (мак, шуба), затем — слова с большим количеством слогов (карточка, фотографировать). Во всех случаях слова должны содержать звуки, произношение или раз­личение которых может вызвать у детей затруднение.

Следующий этап задания — последовательное определение всех звуков в слове. Материалом для обследования этой звуковой опе-


рации служат слова разной звуко-слоговой сложности (дом, кот, окно, сумка, гнездо, дружба, торт). В случае затруднения обследую­щий сам четко произносит слово, показывая тем самым способ выделения звуков путем их интонированного произношения. С этой же целью можно использовать прием, разработанный Д. Б. Элько-ниным, когда фишки, обозначающие звуки, размещаются в кле­точках схемы в той последовательности, в которой звуки находят­ся в слове.

Показателем уровня сформированности звукового анализа яв­ляется умение не только последовательно выделять звуковые эле­менты слова, но и самостоятельно определять их. Основными ме­тодическими приемами для этого являются:

- преобразование слов путем замены, перестановки или до­
бавления звуков и слогов (сок—сук, марки —рамки);

- называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;

- самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял
бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте;

- определение количества гласных и согласных в анализируе­
мом слове;

- называние звуков в слове, стоящих перед или после опреде­
ленного звука.

Звуковой анализ с самого начала своего формирования явля­ется произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать сло­во, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между его звуковыми элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в слове и т.д., поэтому последняя группа приемов направлена на то, чтобы выявить состояние этой стороны деятельности ребенка. В данной группе выделяются сле­дующие приемы:

- выделение последнего звука в слове и называние таких слов с
этим звуком, чтобы он стоял на втором, третьем и другом месте
(рога—сани; шалаш —кошка). Предлагаются слова, оканчиваю­
щиеся как на гласный, так и на согласный звук;

- определение третьего звука в слове (гласного или согласно­
го) и называние с ним слов, где бы он стоял в начале, в середине
и в конце;

- называние слов, состоящих из 3, 4, 5 звуков, и выделение в
них звуковой последовательности;

- отбор предметных картинок, название которых начинается
на определенный звук, но с обязательным последующим глас­
ным «а»;

- называние слов, включающих сразу два оппозиционных зву­
ка (сушки, учительница).

Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки и предлагается





воспроизвести получившийся слог. Материалом для обследования служат прямые слоги (са, пу); обратные слоги (ам, он); закрытые слоги (сас, лам); слоги со стечением согласных (ста, сто) и др. Облегченный вариант этого приема — синтез вслед за анализом, когда ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем называет слог, состоящий из этих звуков. Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить как общее состо­яние звукового анализа, так и несформированность его отдель­ных компонентов, а также факторы, задерживающие его разви­тие. Это позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: