Запредельно—этические конфликты

Термин «запредельно-этические» конфликты введен для обозна­чения грубых антипедагогических форм поведения учителей началь­ных классов. Если в предыдущей группе бестактность педагогов хотя и оказывалась стрессогенным фактором, однако ее проявления могут быть при определенных допусках отнесены к извинительным, прини­мая во внимание чисто человеческие срывы педагогов. К тому же элластичность, переключаемость, способность замещений эмоциональ­ных состояний детей младшего школьного возраста, дают надежду на возникновение не столь глубоких психотравм. Другое дело, когда происходят конфликты, выходящие за границы ошибок в работе взрослых с детьми, когда их возникновение спровоцировано педагоги­ческими «правонарушениями». (Запомним этот термин, чтобы вернуть­ся к нему после рассмотрения темы, ввести в педагогическую лексику.)

Статистическая картина всего спектра конфликтных происшест­вий в работе учителей с младшими школьниками показывает, что запредельно-этические конфликты по частоте стоят на последнем месте. Иначе говоря, начальная школа в этом отношении не страдает слишком масштабной распространенностью фактов запредельно-этических форм обращения учителей с младшими школьниками. Однако минимальные масштабы вполне «компенсируются» тяжестью крайнос тей педагогических правонарушений в поступках учителей при их взаимодействии с детьми этого возраста. Обнаруживаются две разно­видности педагогических правонарушений, допускаемых учителями младших классов общеобразовательной школы. Впереди стоит словес­ное оскорбление, наносимое, как правило, публично. Между прочим, в Уголовном Кодексе РФ существует статья 131, согласно которой лица, наносящие словесное оскорбление публично, подвергаются уго­ловному наказанию. Словарь оскорблений малышей не столь многооб­разен, как это имеет место по отношению к подросткам. Лингвистические перлы педагогов, позволяющих себе оскорбления младших школьников, образуют такой постыдный для взрослых сло­варь: «дурак», «болван», «чурка с глазами», «жирный», «толстый», «разбираешься как свинья в апельсинах», «мешок с костями», «идиот», «козел», «тюленья шкура», «осел», «бестолочь», «твердоло­бый»...

Другая форма правонарушений учителей младших классов — физическое воздействие на них, т. е- рукоприкладство. Здесь тоже есть свой набор приемов: дерганье за уши, подзатыльники, битье по рукам и голове линейкой, выталкивание из класса, битье по голове пальцем.

Малышей встряхивают, приподнимают с места, щиплют, бьют ладонью пощекам, тормошат, выкидывают из класса, выводят зл уши к доске и из класса...

Наконец, к правонарушениям учителей есть основание отнести вымогательство подарков от родителей через школьников, завышение оценок детям, чьи родители работают в торговле и способствуют приобретению учителями каких-то нужных им вещей. С оговоркой, но сюда же можно отнести и такие стрессогенные факты в поведении учителей, где проявляется их жестокость по отношению к малышам. Фактографический анализ свидетельствует о распространенности таких примеров, как отказ в ответ на просьбу школьника выйти из класса по естественным потребностям. И затем — высмеивание ребенка по поводу лужи под партой. Поручение танцевать девочке с физичес­кими недостатками в двигательно-опорной системе, запугивание пер­спективой исключения из школы, репрессии всему классу пока не заплачут, доведение ребенка до обморока криком. К проявлению жестокости относится незнание о том, здоров ли ребенок, чего он боится, от каких недугов он страдает.

Среди стрессогенных факторов встречаются такие, которые сви­детельствуют об отсутствии у учителя находчивости, умения безболез­ненного регулирования поведения младших школьников, педагогической «неловкости». Учительница ругает девочку за ее поведение, а стоящие рядом учителя возражают ей и говорят о достоинствах ребенка....На глазах класса завуч и учительница говорят «по-крупно­му» о переводе детей в другой класс. Это приводит к бунту учащихся, вовлеченных в ситуацию....Молодая учительница стала часто пригла­шать миловидного отца одной девочки. Возник роман между ними. Впоследствии учительница переехала в другой город, а девочку пере­вели в другую школу....Несчастье в семье учителя сильно сказывается на его отношении к ученикам....Администрация школы не замечает, как учителя заменяют уроки пения, рисования, физкультуры уроками математики, чистописания, русского языка...

Мы рассмотрели ряд конфликтогенных событий, характеризую­щих взаимодействие учителя и учащихся начальных классов общеоб­разовательной школы. Педагогическая наука пока не располагает методами измерения глубины детских психических переживаний, воз­никающих по вине их учителей. Сложность проблемы состоит в том, что в школу малыши приходят уже с определенным жизненным опытом, который сформирован в семье. И если дома подзатыльник или другое физическое воздействие взрослых вполне традиционны, то ребенок не испытывает контраста в поведении учителей. Другое дело, когда свидетелем рукоприкладства учительницы оказывается юный гражда­нин, в семье которого к подобным методам никогда нс прибегают. А у ребенка формируют сознательный протест против оскорблений распо­ясавшихся взрослых людей. Рассмотренные ранее характеристики стрессов с точки зренияих индивидуального восприятия находят в данном случае свое безусловное подтверждение.

Теперь, когда читатель получил общее представление о причинах, разновидностях, тяжести стрессового травмирования младших школь­ников, отчетливо вырисовывается необходимость выработки каждым учителем собственного профессионального кодекса «не навреди» ре­бенку, переступившему порог школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: