double arrow

Вопрос. .Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии


В это время перед психологией была поставлена задача воспитания нового человека. Для решения этой проблемы в конце 1928 – начале 1929 г. был созван первый Педологический съезд. На съезде была выработана общая платформа развития педологии, которая явилась основой для дальнейшего развития возрастной психологии.

Однако после 1930 г. усилились нападки на педологию и психотехнику, связанные как с их действительными, так и мнимыми ошибками. Справедливые критические замечания вызывали отсутствие квалифицированных психологов-практиков, отрыв теории от практики.

Вызывали критические замечания некоторые теоретические положения педологии – ее механистичность, эклектический подход к переработке теорий. Главную же критику вызывало то, что цель, поставленная на первом Педологическом съезде (воспитание активной, творческой личности и индивидуальный подход к ребенку) – не являлась актуальной в условиях изменившейся действительности. Все это привело к появлению известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» и директивному закрытию педологии как науки вообще. Пострадали и ученые, развивавшие это направление, Геллерштейн остался без работы, Шпильрейн был арестован и расстрелян.




Таким образом, можно выделить несколько этапов в развитии педологии в России:

1 этап (1900-1907) – зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий, выход первых журналов и книг;

2 этап (1907-1917) – разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную деятельность;

3 этап (1917-1924) – период становления советской детской психологии, поиск новых методов обучения и воспитания, появление школ и детских садов, работы Крупской и Шацкого;

4 этап (1925-1928) – период интеграции разных групп, выработка единой платформы;

5 этап (1929-1931) – период интенсивного развития детской психологии, появление теорий Басова, Выгоского. Первые нападки на детскую психологию, связанные с введением единообразия и авторитарности в школьной жизни. Разрыв между теорией и практикой;

6 этап (1932-1936) – окончание формирования тоталитарного государства, идеологизация науки, запрет детской психологии.

Большое внимание в это время уделялось разработке новых объективных методов, направленных на исследование закономерностей психического развития, исследовалась проблема роли среды в формировании психических функций.







Сейчас читают про: