Правило 1. Если степень бинарной связи 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей обязательный, то формулируется одно отношение. Первым ключом этого отношения может быть ключ любой из двух сущностей.
На рисунке 1 приведены диаграмма ER – типа и отношение, сформированное по правилу 1 на ее основе.

Рис.1. Диаграмма ER – типа и отношение, сформированное по правилу 1
Правило 2. Если степень связи 1:1 и класс принадлежности одной сущности обязательный, а второй – необязательный, то под каждую из сущностей формируется по отношению с первичными ключами, являющимися ключами соответствующих сущностей. Далее к отношению, сущность которого имеет обязательный КП, добавляется в качестве атрибута ключ сущности с необязательным КП.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ДИСЦИПЛИНА
| НП | ФИО | Стаж | КД | ЧАСЫ |
| П1 | Иванов И.М. | К1 | ||
| П2 | Петров М.И. | К2 | ||
| П3 | Сидоров Н.Г. | К3 | ||
| - - - | - - - | - - - | К4 |
Рис. 2. Отношение Преподаватель-Дисциплина
Избежать этой ситуации можно, применив правило 2, в соответствии с которым, выделяются два отношения, приведенные на рисунке.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (НП, ФИО, СТАЖ, КД)
ДИСЦИПЛИНА (КД, Часы)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДИСЦИПЛИНА
| НП | ФИО | Стаж | КД | КД | Часы | |
| П1 | Иванов И.М. | К1 | К1 | |||
| П2 | Петров М.И. | К2 | К2 | |||
| П3 | Сидоров Н.Г. | К3 | К3 | |||
| П4 | Егоров В.М. | К4 | К4 |
Рис. 3 Варианты отношений для правила 2
Правило 3. Если степень связи 1:1 и класс принадлежности обеих сущностей является необязательным, то необходимо использовать три отношения. Два отношения соответствуют связываемым сущностям, ключи которых являются первичными в этих отношениях. Третье отношение является связным между первыми двумя, поэтому его ключ объединяет ключевые атрибуты связываемых отношений.
На рис. 3 приведены примеры отношений, подтверждающие необходимость использования трех отношений при наличии необязательного КП для обеих связываемых сущностей.
а) одно отношение
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_ДИСЦИПЛИНА
| НП | ФИО | Стаж | кд | Часы |
| П1 | Иванов | К1 | ||
| П2 | Петров | --- | --- | |
| ПЗ | Сидоров | К2 | ||
| --- | --- | --- | КЗ |
б) два отношения
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДИСЦИПЛИНА
| НП | ФИО | Стаж | КД | КД | Часы | НП | |
| П1 | Иванов | К1 | К1 | П1 | |||
| П2 | Петров | --- | К2 | ПЗ | |||
| ПЗ | Сидоров | К2 | КЗ | --- |
в) три отношения
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЕДЕТ ДИСЦИПЛИНА
| НП | ФИО | Стаж | НП | КД | КД | Часы | ||
| П1 | Иванов | П1 | К1 | К1 | ||||
| П2 | Петров | ПЗ | К2 | К2 | ||||
| ПЗ | Сидоров | КЗ |
Рис. 4. Варианты отношений для правила 3






