Виды и содержание деятельности классного руководителя

Целеполагающая деятельность. Заключается в определении (выработке) целей и задач воспитания личности и ученической группы (коллектива)

Диагностическая деятельность. Состоит в изучении отдельного ученика и классной группы с целью выявления уровня воспитанности учащихся и сформированности коллектива, а также оптимизации воспитательного процесса

Прогностическая деятельность. Связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Исходя из уровня актуального развития школьника

Проектировочная деятельность. Направлена на создание концепции и программы воспитательной работы классного руководителя, определение ее стратегии, направлений воспитательной работы

Конструктивная деятельность. Предусматривает отбор видов и содержания воспитывающей деятельности, методов, форм, технологий воспитания; определяет направления планирования воспитательной работы

Организаторская деятельность. Представлена организацией совместной деятельности классного руководителя и учащихся, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, направленной на достижение поставленных целей

Коррекционная деятельность. Направлена на изменение эмоционально-волевой сферы, личностных качеств учащихся, преодоление отклонений в их поведении, а также негативных явлений в жизни классной группы; предполагает внесение корректив в воспитательную деятельность классного руководителя

Рефлексивная деятельность. Анализ собственных действий, отношений, состояний с целью осознания успехов и причин неудач, совершенствования своей воспитательной деятельности

Форма воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение воспитательных педагогических задач, совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Представим общую характеристику выделенных типов форм воспитательной работы.

Мероприяти я - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. К мероприятиям объективно могут быть отнесены: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.) и т.п.Мероприятия как тип форм воспитательной работы выбираются, когда: - нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо довольно сложную для них ценную информацию - необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующему высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики, культуры и др - стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо. Например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям и т. п. В этом помогут занятия, практикумы, тренинги и др.; - необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка и др.).

Дел а - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

.Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения, развития.В них заложены значительные воспитательные возможности. То, что не всегда могут воспитанники в реальной жизни, им часто удается в играх. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут интенсивно формироваться внутриколлективные отношения. Примеры форм игры: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития. Функции педагогического менеджмента: принятие разумного решения; организация выполнения принятых решений, создание надлежащих условий для эффективной работы образовательного учреждения, каждого участника образовательного процесса, обеспечение мотивов и стимулов их деятельности; контроль выполнения решений, изучение качества образовательных услуг.Методы управления: экономические, административные, психолого-педагогического влияния, общественного влияния.

Основные этапы управления: определение функции управления (что нужно делать); определение организационной структуры управления (кто будет делать); определение механизма управления (как и каким образом будут выполняться функции).

Уровни управления педагогической системой школы. Уровень стратегического (государственно-общественного) управления - направлен на решение проблем перспективного развития воспитательной системы школы и вопросы его ресурсного обеспечения: министерство образования, органы управления образованием, директор, совет школы, попечительский совет, педагогический совет, общешкольное родительское собрание (конференция). Уровень тактического (административного) управления - обеспечивает нормальное функционирование и развитие педагогической системы школы под руководством директора школы (заместители по учебной и воспитательной работе и другие члены администрации). Уровень оперативного (методического) управления - обеспечивает совершенствование содержательного аспекта образования, выбор образовательных технологий, оказание методической помощи участникам педагогического процесса и заинтересованным лицам, взаимодействующим со школой (классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог ). Уровень ученического самоуправления - направлен на приобретение учащимися опыта общественных и личностных отношений, самостоятельной творческой деятельности (совет класса, совет дела, совет чести, клубные объединения по направлениям и др.).

Основные направления деятельности субъектов управления: диагностическое (изучение педагогического процесса школы), ориентационно-прогностическое (умение определять цели и проектировать модели образования), конструктивно-проектировочное (разработка содержания работы педагога и деятельности учащихся), организаторское (вовлечение в образовательный процесс учащихся и педагогов), коммуникативно-стимулирующее (общение), аналитико-оценочное (рефлексия результатов образования), исследовательско-творческое.

Технологии управления педагогической системой школы: целеполагание, диагностика эффективности педагогической системы, планирование. Цель - прогнозируемый результат управленческой деятельности. Основные подходы к постановке целей педагогической системы: целевое управление, управление по результатам. Диагностика эффективности педагогической системы школы - основа ее управления. Технологии планирования - основа практики управления в школе. План работы школы - главное управленческое решение, включающее составление последовательности действий по организации педагогического процесса, определяющих переход от достигнутых результатов и принятия соответствующих решений к поставленной цели. Работа над составлением плана предусматривает ряд этапов: 1-й этап - изучение особенностей школы, ее социального и природного окружения; 2-й этап - формулирование цели развития педагогической системы школы на перспективу; 3-й этап - отбор системы средств по реализации поставленных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: