Характеристика авторской школы- Агрошкола А.А. Католикова

Католиков Александр Александрович – директор агрошколы-интерната,народный учитель СССР; воплотил в условиях типовой интернатной школы модель трудового воспитания по А.С. Макаренко.

Агрошкола А.А. Католикова представляет собой школу полного дня, режим и организация в которой построены во многом по аналогии с коммуной А.С. Макаренко. В школе-интернате воспитываются около 300 детей с 2 до 18 лет. Материальная база Агрошколы состоит из городской и пригородной частей, включающих, кроме учебных и спальных корпусов, медицинский блок со всем необходимым оборудование, спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир. Пригородная круглогодичная база отдыха и труда представляет учебно-опытное хозяйство: дети приучаются здесь к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Территория центральной базы учебно-опытного хозяйства 30 га, из них 2,6 га занимают цветники и опытные участки с теплицами; пахотных земель около 100 га, столько же лугов; лесное хозяйство (около 700 га), ботанико-зоологический заказник «Межадорский». Детский городок включает учебные и спальные помещения, два клуба, баню с сауной, просторную столовую, гаражи, вело- и мотоклассы, ангары для техники и т.д.

Концептуальная основа:Труд является основой формирования личности.Интерес и внимание к каждому ребенка.Любовь к детям.Милосердие к детям (все наши и мы все за них в ответе).Соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства.Чередование умственного и физического труда.Технологическое образование как неотъемлемая часть общего.Сочетание индивидуально-личностного подхода и коллективного воздействия.Разновозрастная организация учебного и трудового процессов.Школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия.Детское самоуправление и самоконтроль.Возрождение духовных начал (не полюбив Бога, нельзя полюбить человека).

Особенности содержания. Содержание образования в технологии агрошколы основано на ученом предмете «Трудовое обучение» («Технология»), профессиональном обучении общественно полезной работе, производительном труде, внеклассной работе по науке и технике. Различные курсы с предмета «Трудовое обучение» («Технология») включают многостороннюю информацию и выполнение практических работ по обработке металлов, древесины, ткани и других материалов, электротехнические работы, машиноведение. Большое внимание уделяется моделированию, прикладному творчеству. Для девочек применяются модульные курсы кулинарии, изготовления одежды, домашнего дизайна.Начальное профессиональное образование ведется по сельскохозяйственным профессиям и специальностям обслуживающего труда (портной, кулинар и т.п.).

Экологическая деятельность. Ребята занимаются охраной природы в лесном заказнике, проводят санитарную рубку леса. Экономическое просвещение.. Уже несколько лет интернат не только полностью обеспечивает себя овощами и картофелем, но и продает излишки горожанам.Каждый воспитанник начиная с IV класса получает зарплату за участие в производительном труде. Духовное воспитание. ведут беседы на религиозные темы, читают христианскую литературу, направляют на поиски нравственной Истины в вероучении.Территория детства: игровые помещения, школьный музей, библиотека, спортзал, оборудование. Организованный досуг представлен несколькими десятками кружков, сек

Альтернативные педагогические технологии В широком смысле — это технологии, которые отличаются от традиционной системы (технологии) обучения по целям, содержанию, формам, методам, позициям участников педагогического процесса. В узком смысле — это технологии, в которых пересматриваются, изменяются концептуальные (философские, психологические и иные) основания традиционного педагогического процесса

Дадим общую характеристику альтернативных педагогических систем (технологий) в зарубежной педагогике: вальдорфской педагогики Р. Штейнера, технологии саморазвития М. Монтессори, технологии свободного труда С. Френе, Дальтон-технологии, технологии французских мастерских. Эти педагогические системы (технологии) возникли в начале XX века в русле идей реформаторской педагогики как протест против традиционной педагогики с ее оторванностью от жизни, чрезмерным интеллектуализмом в обучении, ограничением активности и самостоятельности ученика. Философским основанием реформаторской педагогики были новые философские направления того времени: антропософия, экзистенциализм, прагматизм и другие. Для них характерно новое осмысление сущности человека как единства телесного, душевного и духовного начал; отказ от авторитарного давления на личность в различных сферах жизнедеятельности; предоставление свободы нравственного выбора в сочетании с ответственностью за него; развитие свободной коммуникации.

Альтернативные подходы в реформаторской педагогике:1. Подход к личности ребенка как уникальной по своей природе и имеющей право на индивидуальное развитие. Ребенок обладает огромными неисчерпаемыми возможностями, которые реализуются только при благоприятных условиях

2.Подход к организации школы, учитывающей здоровье ребенка, его стремление к знаниям; развитие его творческих возможностей, стремление к полной реализации

3. Подход к школе как к системе, открытой для общественной жизни. Разнообразные формы жизнедеятельности детей (общины с гуманистическими отношениями, школьные кооперативы и т. п.) способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к правам другого, приучению к взаимопониманию, диалогу с другими людьми

Технология французских мастерскихТехнология французских или педагогических мастерских основывается на идеях GFEN (groupe fransais education nouvelle) — французской группы движения за новое образование. Это движение, объединившее философов, ученых, общественных деятелей, педагогов Франции (А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др. Основные цели данной технологии — овладение учащимися не только знаниями, но и способами умственной деятельности; осознание учащимися закономерностей мира, самих себя и своего места в мире; формирование умений ставить и решать проблемы, развитие коммуникативной культуры, творческих умений; воспитание уверенности в своих творческих способностях.

Принципы, в соответствии с которыми реализуется технология французских мастерских, характеризуют образовательный процесс и профессиональную позицию педагога («мастера»). Охарактеризуем их. 1. Равенство всех участников образовательного процесса: мастер равен ученику в поиске знания, выполняет задания вместе со всеми; он не спешит отвечать на вопросы, предлагает информацию дозировано по мере обнаружения потребности в ней учащихся.

2. Добровольное включение учащихся в поисковую деятельность. Достигается с помощью специальных мотивирующих заданий, стимулирующих интеллектуальную деятельность учащихся. Мастер обращается к эмоциональной сфере учащихся, их чувствам, вызывает личную заинтересованность ученика в изучении учебной; проблемы (темы

3. Диалогичность работы мастерской, сочетание индивидуальной, групповой, и коллективной деятельности. Мастер создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, открытости и доброжелательности.

4. Вариативность, возможность выбора учащимися учебного материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

5. Проблемность в обучении. Мастер предлагает задания проблемного характера, создает ситуации парадоксальности и противоречивости.

6.Широкое применение письма в процессе работы мастерской. По мнению французских педагогов, человек осознает себя, когда пишет. Поэтому ученики, выполняя задания в ходе мастерской, много пишут.

7. Официальное исключение отметок и оценок мастером учащихся. Мастер не хвалит, не порицает, не комментирует, не ставит отметок в дневник или журнал. Внешние стимулы заменяются самооценкой ученика, ее самокоррекцией.

Этапы работы педагогической мастерс кой:1.Индукция. Организация проблемной ситуации, создание эмоционального настроя, включение подсознания, сферы чувств, формирование личного отношения к предмету обсуждения. Достигается с помощью «индуктора» — задания (слово, образ, предмет, звук, мелодия, рисунок, текст, предмет и т п.), стимулирующего творческую деятельность ученика 2.Самоконструкция. Индивидуальная работа по решению проблемы: выдвижение гипотез, собственно решение, создание текстов, рисунков, выполнение проекта и т. п. 3. Социоконструкция. Работа в парах, группах по выполнению заданий мастера. В результате создается общий продукт вариант решения, проект, конспект, рисунок и т п. 4.Социализация. Общее обсуждение, обнародование того, что сделано индивидуально, в паре и группе; анализ различных гипотез и точек зрения 5. Разрыв. Сопоставление учащимися своих работ с работами одноклассников или с культурно-историческими образцами и осознание неполноты своих знаний. 6, Рефлексия.Процесс осознания учащимися своей деятельности: обсуждаются применяемые в ходе мастерской или освоенные способы и методы деятельности; обозначаются нерешенные проблемы; принимаются решения о продолжении поиска решения и т а; анализируются чувства, эмоциональные состояния, возникающие в ходе работы мастерской

Технология мастерских является локальной и может применяться при изучении отдельных тем (разделов) или даже на отдельных учебных занятиях. Вместе с тем данная технология требует от педагога специальной подготовки: овладения ее философией, принципами, наличия мотивации на ее освоение и применение. Необходим также определенный уровень развития учащихся, прежде всего их информационных, творческих, исследовательских, коммуникативных умений.

Вальдорфская педагогика Р. Штейнера Немецкий философ, педагог) на основе своего антропософского учения создал международное культурно-образовательное движение под названием «вальдорфская педагогика». Первая вальдорфская школа была открыта в Штутгарте в 1919 году для детей работников фабрики «Вальдорф — Астория».. Р. Штейнер создавал свою педагогическая систему на основе понимания сущности человека как синтеза четырех основных частей: телесности, мышления, воли, чувств. Процесс обучения и воспитания в вальдорфской школе строится на знании законов развития этих частей.

Педагогический идеал вальдорфской школы — воспитание цельного, гармонично развитого человека. Цели педагогики: формирование личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на свободный и осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях; развитие способности личности к самоопределению, самореализации и самоактуализации.

Задача педагогов—создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей ребенка. В школе педагоги и учащиеся живут единой жизнью. Учитель пользуется авторитетом, ему стремятся подражать учащиеся. В вальдорфской школе культивируется здоровый образ жизни, творчество, искусство.

В учебном плане вальдорфских школ разумно сочетаются теоретические дисциплины, практические занятия (обработка металла, дерева, ткачество переплетные работы, кузнечное дело и др.) и художественные дисциплины. Отличительной особенностью в вальдорфской школе является принцип (метод) погружения, который реализуется в системе «учебных эпох»: 1-я половина дня в школе отводится «главному уроку» — дисциплине, курс которой изучается в течение 3—4-недельной «эпохи». Середина дня отводится на изучение двух иностранных языков, музыки, живописи, эвритмии (искусство движения, исполняемого в гармонии с музыкой и речью). Заключительная часть школьного дня — обучение ремеслу, ручной труд. Целям эстетического воспитания служат также среда и архитектура школы.

Ключевая фигура в вальдорфской школе — учитель (классный руководитель), который преподает все предметы с 1-го по 8-й классы, заботится об интеллектуальном и духовном становлении личности каждого ученика, установлении прочных дружественных связей с родителями. В соответствии с принципом творческой автономии учитель действует не на основе инструкций и учебных программ, а на основе понимания сущности ребенка. Он ожидает созревания природных сил ребенка и принимает ребенка таким, какой он есть. Учителя самостоятельны в выборе содержания, форм и методов обучения и воспитания. Учитель не говорит ребенку «нет», «нельзя», не делает замечаний, не выделяет слабых и сильных, не оставляет на второй год. В школе отсутствует традиционная система отметок, ее заменяют характеристики учащихся, в которых представлены их успехи, прилежание, перспективы. У учащихся складываются отношения ответственной зависимости с коллективом, так как важным принципом вальдорфской педагогики является принцип самоуправления. Создаются различные коллегиальные органы школьного самоуправления: еженедельные конференции, школьное объединение, совет родителей и учителей и т. д. В конце XX века в мире насчитывалось более 500 вальдорфских школ и 1000 детских садов. Вальдорфские учителя специально готовятся на педагогических семинарах при вальдорфских школах (3—4 года обучения).

^ Технология свободного труда С. ФренеС именем французского мыслителя и педагога С. Френе (1896—1966) связана модернизация французской школы в 30-е годы XX века. Включившись в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, в которой и реализовал свою альтернативную педагогическую концепцию и технологию.Одна из особенностей обучения в школе С. Френе — организация работы каждого ученика в рамках деятельности разновозрастной группы. Поэтому важной функцией школы является поддержка индивидуальных способностей каждого ребенка, создание соответствующей среды для их развития. Учебная деятельность детей должна быть организована так, чтобы им пришлось самостоятельно действовать, экспериментировать, исследовать, классифицировать, доходить до правильного решения или вывода путем проб и ошибок

Ребенку свойственна естественная потребность к познанию окружающего мира. С учетом этого С. Френе условно выделил три этапа жизнедеятельности детей: «разведка на ощупь» (до 2 лет ребенок воспитывается в семье); «период обживания» (от 2 до 4 лет для детей организуются «детские заповедники»); «период труда» (с 4 до 14 лет ребенок воспитывается и обучается в детском саду и начальной школе)

В качестве альтернативы существующей традиционной школе С. Френе предложил и осуществил проект начальной однокомплектной школы, характерными особенностями которой являются: близость к природе и гармония отношений с ней; культ здоровья (движение, физический труд, вегетарианский режим, методики натуральном медицины и т. д.); модернизация школьных помещений (вместо классов система специализированных мастерских для физического труда); новые материальные средстве обучения и воспитания (типография, «свободные тексты», система карточек и т. п.); четкое планирование учебного процесса (планирование работы каждого класса на месяц, ученика — на неделю); отсутствие учебных программ, домашних заданий, отметок; школьная общность учащихся и взрослых, система самоуправления; участие детей; в общественно полезных делах села.

Особенности: 1)применение типографияии и связанные с ней «свободные тексты- небольшие сочинения, в которых дети рассказывания о своих семьях, планах, друзьях и т. п. Учитель вместе с учащимися отбирал лучшие из них («текст дня»).Они могли корректировать и дополнять эти тексты. После этого тексты печатали в школьной типографии и использовали в качестве учебных пособий. В ходе такой работы формировались навыки чтения и письма, культура устной и письменной речи.

2)Для системы С. Френе характерно четкое планирование учебного процесса. Учитель планирует работу для каждого класса на месяц. На основе этого плана каждый ученик совместно с учителем составляет индивидуальный недельный план, в котором отражает все основные виды своей работы. Учащиеся в школе Френе занимались разными видами труда: полевыми, кузнечными и столярными работами, животноводством, ткачеством, прядением, шитьем, домоводством, конструированием, механикой, основами торговли. Кроме того, они участвовали в общественно полезных делах деревни, переписывались со сверстниками.

3) Особенностью технологии свободного труда является наличие школьной общности детей и взрослых, система самоуправления, которая реализуется через школьный кооператив. Во главе кооператива стоит выборный совет

В настоящее время технология свободного труда С. Френе применяется в школах Франции. В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: