Школа как педагогическая система и объект научного управления

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы

Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления. Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления.

Виды учебных планов. Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

Виды учебных планов: 1) базисный;2) типовой;3) учебный план школы.

Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:1) продолжительность обучения;2) перечень предметов;3) недельную нагрузку;4) максимальную обязательную нагрузку;5) нагрузку учителя;6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.

Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.

Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:

1) перечень обязательных предметов;2) обязательные предметы по выбору;3) факультативные предметы;4) распределение предметов по годам обучения;

5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.

Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. посвящаться служению на пользу другим людям”.

Задачи в самоуправлении: Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;Развивать свои силы и способности;Понимать и принимать других;Адекватно оценивать свои силы и способности;Контролировать себя;Адаптироваться к социальным условиям.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

представительское направление – участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления

• разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности

• информационное направление – информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета

• шефское направление – организация шефства старших над младшими

• внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом

• организаторское направление – поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников

• правозащитное направление – защита прав учеников в школе

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Ученический совет ("парламент", "правительство", "дума" и пр.; далее - ученический совет) является выборным органом ученического самоуправления школы (гимназии, лицея; далее - школы). Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

Цели и задачи ученического совета -является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.

Задачами деятельности ученического совета являются: Представление интересов учащихся в процессе управления школой; Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни; Защита прав учащихся;

Функции ученического совета: Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы,Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации; Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: