Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы
Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления. Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.
Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления.
Виды учебных планов. Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов: 1) базисный;2) типовой;3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:1) продолжительность обучения;2) перечень предметов;3) недельную нагрузку;4) максимальную обязательную нагрузку;5) нагрузку учителя;6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;2) обязательные предметы по выбору;3) факультативные предметы;4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. посвящаться служению на пользу другим людям”.
Задачи в самоуправлении: Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;Развивать свои силы и способности;Понимать и принимать других;Адекватно оценивать свои силы и способности;Контролировать себя;Адаптироваться к социальным условиям.
Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:
представительское направление – участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления
• разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности
• информационное направление – информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета
• шефское направление – организация шефства старших над младшими
• внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом
• организаторское направление – поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников
• правозащитное направление – защита прав учеников в школе
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Ученический совет ("парламент", "правительство", "дума" и пр.; далее - ученический совет) является выборным органом ученического самоуправления школы (гимназии, лицея; далее - школы). Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
Цели и задачи ученического совета -является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Задачами деятельности ученического совета являются: Представление интересов учащихся в процессе управления школой; Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни; Защита прав учащихся;
Функции ученического совета: Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы,Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации; Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;