Тема: ЛИТЕРАТУРА 17 ВЕКА. Проблема классицизма. Творчество Ж.- Б. Мольера.
Вопросы:
1. Назовите теоретиков и практиков французского классицизма 17 века. Какое место занимает среди них Мольер?
2. Требования классицистской доктрины к жанру комедии.
3. Какими жанровыми разновидностями комедии пользовался Мольер? В чем специфика высокой комедии?
4. О чем комедия Мольера «Скупой»?
5. Ведется давний спор о характерах и способах типизации в комедиях Мольера. А. Пушкин, например, сравнивая Гарпагона из «Скупого» Мольера и Шейлока из «Венецианского купца» Шекспира, замечал: «У Мольера Скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, честолюбив, остроумен». Что бы не делал мольеровский герой, он проявляет, по мнению Пушкина, лишь одну черту (скупость, лицемерие и др.). Можно ли говорить о жизненности, разносторонности характеров Мольера, их «сложности» и «многокачественности» или Пушкин все же прав?
6. Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». Злободневность и общечеловеческий характер проблематики комедии. Способы создания комического эффекта.
|
|
7. Выражение «мещанин во дворянстве» стало устойчивым. Кого так называют? Какие фразеологизмы с тем же значением вам известны? («Дон Жуан» и «донжуанство»)
8. Проблематика комедии Мольера «Дон Жуан»; перекличка с другими произведениями автора. Характеры в комедии, персонажи положительные и отрицательные. Жизненные позиции главного героя, черты характера. Сганарель – оппонент или соглашатель? Как разрабатывается Мольером параллель «хозяин и его слуга»? Каковы функции героев второго плана?
Литература к занятию:
1. Мольер Ж.-Б. Полн. Собр. Соч. в 3 т. – М.: Искусство, 1985 (предисл. Ю. Гинзбурга и С. Великовского).
2. Мольер Ж.-Б. Полн. Собр. Соч. в 4 т. – М.: Искусство, 1965-1967 (вст. Ст. и комментарий Г. Н. Бояджиева).
3. Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
4. Гликман И. Д. Мольер:Критико-биографический очерк. – М., Л., 1966.
5. Мультатули В. М. Мольер. – М., 1988.
6. Черневич М. Н., Штейн А. Л., Яхонтова М. А. История французской литературы. – М., 1965.