Приватизация: необходимость и пути приватизации государственной собственности

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации –перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

Способы и формы приватизации:

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Лидер приватизации Британия предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; коммерция государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополиста в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и функции частному сектору.

Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых:

· Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности;

· Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных союзов;

· Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.

Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе приватизации в России. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акции). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в Российской Федерации стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования). В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые публичные торги (например, в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые конкурсы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. Российских рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые тендеры). Среди основных участников чековых продаж с молотка были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.

Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.

Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в Российской Федерации, Польше, Чехословакии, Румынии.

Льготная приватизация, предполагающая снижения цены и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие уступки в цене и льготы были в Российской Федерации и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение процесс реприватизации - репатриации собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.

Открытый и ограниченный аукцион. С помощью этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора стоимость не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток инвестиций.

Конкурс. Целью этого метода является торговля предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Публичные торги позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой сбыту трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая торговая деятельность. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-In: предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

Приватизация – процесс перевода государственной собственности в частную (за плату или безвозмездно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: