double arrow

Частная собственность на землю граждан и юридических лиц. Общая собственность


Ст. 213 ГК Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

ст. 44 ЗК Основания прекращения права собственности на земельный участок

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Установленный ЗК перечень оснований прекращения права собственности на земельные участки является исчерпывающим.

Литература:

Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть : учеб. для студентов вузов. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. — М. : «Волтерс Клувер», 2006. — 720 с. / СПС «КонсультантПлюс».

Жариков Ю.Г. Земельное право России. Учебник для вузов. М.: «Кнорус», 2006. - 480 с. / СПС «КонсультантПлюс».

Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение»/ Под ред. В.В. Петрова. М., 1995. - 300 с.

Земельное право России. Практикум:Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М.: «Городец», 2007. - 352 с.

Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: «Юристъ», 2007. - 671 с. // СПС «КонсультантПлюс».

Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009. – 368 с.

Харьков В.Н. Земельное право: учебно-методические материалы (учебное пособие). - Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. – 120 с.

Лекция V. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков (2 ч.)

1. Правовые формы использования земель.Понятие прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

2. Виды прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

2.1. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками.

2.2. Пожизненное наследуемое владение земельными участками.

2.3. Аренда и субаренда земельных участков.

2.4. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

2.5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками.

3. Содержание прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

1. Правовые формы использования земель.Понятие прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Статья 216 ГК признает право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком вещным правом. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК, сохраняется.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком, вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом этот земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, то с момента государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, отражены в ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Так, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК на праве постоянного (бессрочного) пользования, является следующий документ: акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Обязательным приложением к представляемому документу является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если: сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка; кадастровый паспорт не содержит сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении (в том числе если в этом паспорте указано, что площадь такого земельного участка ориентировочная, сведения о земельном участке не позволяют однозначно определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, сведения о земельном участке подлежат уточнению и т.п.).

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если такой участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Кроме этого следует иметь в виду, что согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением тех, которые указаны в п. 1 ст. 20 ЗК, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК (см. комментарий). Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 г. по ценам, предусмотренным соответственно п. п. 1 и 2 ст. 2 указанного Федерального закона.

Арендная плата за использование данных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Размер арендной платы на год устанавливается в пределах: 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; 0,3% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность этих организаций бесплатно.

Указанные выше требования о переоформлении прав на земельный участок не распространяются на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены: садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан; организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками; гаражным потребительским кооперативам.

Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 36 ЗК. При этом переоформление этими организациями права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

Переоформление права на земельный участок означает подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве, принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве и государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

2. Приобретение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обычно связано с предоставлением земельных участков в пользование. В основе возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лежит административно-правовой акт - решение (постановление) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Согласно п. 1 ст. 28 ЗК земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, указанным в п. 1 комментируемой статьи, в постоянное (бессрочное) пользование.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для строительства предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 3 ст. 30 ЗК).

В соответствии с п. 4 ст. 36 ЗК в случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

3. Права землепользователей общего характера закреплены в ст. 269 ГК. Так, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Землепользователь вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Статья 41 ЗК предусматривает, что лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков за некоторыми исключениями.

Землепользователи имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную продукцию и доходы от ее реализации. Поскольку землепользователи не являются собственниками земельного участка, то они не могут иметь в собственности все растения, произрастающие на участке. Их право собственности распространяется только на те, которые относятся к числу сельскохозяйственных культур.

На основе анализа содержания ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" можно сделать вывод о том, какие растения признаются сельскохозяйственными культурами. Так, сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы). Таким образом, сельскохозяйственными культурами признаются зерновые, масличные, технические, кормовые, бахчевые культуры, картофель и овощи.

Несколько к иным выводам можно прийти, анализируя понятия "садовый земельный участок" и "огородный земельный участок", закрепленные в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Это означает, во-первых, что плодовые и ягодные многолетние насаждения являются сельскохозяйственными культурами. Во-вторых, к их числу относятся овощные и бахчевые культуры. И в-третьих, картофель не является сельскохозяйственной культурой.

Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории). Из содержания этого определения следует, что ягодные кустарники являются сельскохозяйственными культурами. К их числу относятся также овощные, бахчевые культуры. Картофель - несельскохозяйственная культура.

В результате анализа понятия "дачный земельный участок", который определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля), следуют такие же выводы о понятии сельскохозяйственных культур, как и в отношении садового земельного участка.

Между тем в законодательстве различаются понятия "сельскохозяйственные культуры" и "плодово-ягодные насаждения" или "многолетние насаждения". Именно поэтому в ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 108-ФЗ "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", которая посвящена сведениям об объектах сельскохозяйственной переписи и порядке сбора этих сведений, содержится норма о том, что отдельно должны указываться площади земельных участков, занятые посевами сельскохозяйственных культур, и площади земельных участков, занятые плодово-ягодными насаждениями.

Землепользователь, в отличие от собственника, не имеет права на получение стоимости участка в случае его выкупа для государственных или муниципальных нужд согласно ст. 55 ЗК. Согласно п. 2 ст. 57 ЗК землепользователи имеют право на возмещение убытков в полном объеме в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; временного занятия земельных участков; установления ограничений их прав на землю; ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц.

Обязанности пользователей земельными участками установлены в ст. 42 ЗК.

4. Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ЗК, что является гарантией обеспечения стабильности реализации данного права на земельный участок.

Существуют два вида оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Так, возможно прекращение права постоянного (бессрочного) пользования по волеизъявлению его обладателя в форме отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок урегулированы в ст. 53 ЗК. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К заявлению прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям юридических лиц, указанных в п. 1 комментируемой статьи, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления об отказе в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Допускается принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случаях нарушений земельного законодательства, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, реквизиции земельного участка (п. 2 ст. 45 ЗК) (см. комментарий).

5. Необходимо иметь в виду, что правовые нормы, касающиеся права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, применяются также к случаям осуществления права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, с учетом особенностей, предусмотренных ЛК. Согласно ст. 9 ЛК право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК.

6. Право постоянного (бессрочного) пользования как основание использования земельного участка предусмотрено в некоторых специальных законодательных актах. Так, земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 29 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").

Согласно ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

За высшим учебным заведением закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки (ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Как предусматривает ст. 6 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.

Титул "право пожизненного наследуемого владения земельным участком" впервые был закреплен в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле 1990 г. (ст. 5), а затем - в ЗК РСФСР. Этот титул фактически представляет собой завуалированную форму ограниченного права частной собственности.

Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" титул "право пожизненного наследуемого владения земельным участком" был исключен из ЗК РСФСР. Однако он продолжал применяться, поскольку был предусмотрен в Законе РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" и позднее - в ст. ст. 216, 265 ГК.

Названный Закон предусматривал, что земельные участки для указанных целей, находившиеся в пользовании граждан, передавались им в частную собственность в пределах установленных норм предоставления земельных участков бесплатно. Граждане, имевшие земельные участки, размеры которых превышали предельные нормы, во всех случаях сохраняли право пожизненного наследуемого владения или пользования той частью земельного участка, которая превышала установленные предельные нормы. Граждане имели право приобрести данную часть земельного участка в частную собственность у местной администрации по договорной цене.

Закрепленный в этом Законе принцип приватизации земельных участков гражданами получил свое подтверждение в Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России". Согласно п. 3 Указа граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имели право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.

Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" конкретизировал указанные выше положения Закона. В п. 1 Указа было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду. Приватизация таких земельных участков производится в порядке осуществления процедуры перерегистрации прав граждан на земельные участки.

2. Согласно комментируемой статье право пожизненного наследуемого владения земельным участком является одним из видов прав на землю. На праве пожизненного наследуемого владения могут владеть земельным участком только граждане. Статья 216 ГК относит этот титул к категории вещных прав. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК, сохраняется.

После вступления в силу ЗК земельные участки на этом титуле гражданам больше не предоставляются (п. 1 комментируемой статьи). Это объясняется тем, что граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, вправе приобрести их в собственность. В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок был предоставлен до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, гражданин, обладающий земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация права собственности на земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. В случае если земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения прекращается.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

3. В соответствии со ст. 266 ГК гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Права землевладельцев определены в ст. 41 ЗК (см. комментарий), а обязанности - в ст. 42 ЗК.

Землевладелец вправе распорядиться земельным участком только посредством передачи его по наследству (п. 2 комментируемой статьи), поэтому право пожизненного наследуемого владения, как отмечалось выше, по содержанию приближается к праву собственности. Аналогичная норма предусмотрена и в ст. 267 ГК. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.

4. Согласно ст. 265 ГК право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, предусмотренным земельным законодательством.

Переход прав на земельный участок согласно п. 2 комментируемой статьи осуществляется в порядке наследования. Согласно ст. 1181 ГК принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

В ст. 45 ЗК содержится перечень оснований прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Право пожизненного наследуемого владения может быть прекращено по волеизъявлению его обладателя. Это - случай отказа от права на земельный участок.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть прекращено в принудительном порядке в случае нарушений земельного законодательства, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, реквизиции земельного участка (п. 2 ст. 45 ЗК). Процедура принудительного прекращения данного права определена в ст. 54 ЗК.

Литература:

Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть : учеб. для студентов вузов. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. — М. : «Волтерс Клувер», 2006. — 720 с. / СПС «КонсультантПлюс».

Жариков Ю.Г. Земельное право России. Учебник для вузов. М.: «Кнорус», 2006. - 480 с. / СПС «КонсультантПлюс».

Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение»/ Под ред. В.В. Петрова. М., 1995. - 300 с.

Земельное право России. Практикум:Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М.: «Городец», 2007. - 352 с.

Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: «Юристъ», 2007. - 671 с. // СПС «КонсультантПлюс».

Сыродоев Н.А. Земельное право. Курс лекций: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009. – 368 с.

Харьков В.Н. Земельное право: учебно-методические материалы (учебное пособие). - Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. – 120 с.

Лекция VI. Государственное управление земельным фондом (2 ч.)

1. Состав земель Российской Федерации (категории земель). Общая характеристика государственного управления земельным фондом. Виды управления в сфере использования и охраны земель (государственное управление земельным фондом; местное самоуправление; общественное управление; производственное управление).

2. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений.

3. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений.

4. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

5. Федеральные органы исполнительной власти в сфере использования и охраны земель (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие свои функции в сфере организации использования и охраны земель).

6. Органы управления в сфере организации использования и охраны земель субъектов Российской Федерации.

7. Муниципальные органы управления в сфере организации использования и охраны земель.

8. Правовые основы борьбы с коррупцией.

1. Состав земель Российской Федерации (категории земель). Общая характеристика государственного управления земельным фондом. Виды управления в сфере использования и охраны земель (государственное управление земельным фондом; местное самоуправление; общественное управление; производственное управление).

До реформы государственное управление землями рассматривалось как форма и средство осуществления права государственной собственности на землю.

Надлежит разграничивать функции государственного управления, основанные на территориальном верховенстве государства как политического суверена, и функции государства по управлению государственной собственностью.

Полномочие Правительства по управлению федеральной собственностью (ст. 114 Конституции РФ) – осуществление правомочий собственника (ст. 125 ГК), и соответственно, не включается в понятие государственного управления земельным фондом.

Объектом управления со стороны государства-суверена являются все земельные ресурсы в пределах территории РФ.

Государственное управление земельными ресурсами – осуществление исполнительными органами государства его функций, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель.


Сейчас читают про: