Тематика и проблематика, художественное качество, взаимодействие с читателем детской литературы ХХI века

Совр. дет. лит-ра начала развиваться с 80-х г. XX в. и развивается на наших глазах. Это лит-ра, ктр. основывается на том, что было сделано в прошлых веках дет. лит-ры.

Развитие совр. лит-ры можно раздел.на 2 этапа:

1. 80-е по 2000г.

2. с 2000г. и по настоящее время

Этапы очень сильно отличаются друг от друга.

1этап – время активной работы многих авторов, ктр. сегодня могут быть названы серьезными авторами (Н.Романова, Д. Роулинг), можно их уже назвать классич. книгами.

В последнее время резко разграничилась возрастная адресация дет. лит-ры. Кто пишет для дошк. сейчас и нет, поэтому мы читаем литературу 20-х в. Почти не развивается тема природы, поэтому берем лит-ру для старших детей, ктр приемлема для дошк (дет. чтение).

Тема игры и игрушки развивается активно, но в последнее время тема игры и игрушки рассматривается по-другому. Сейчас эта тема, с помощью ктр. показывают детское горе, одиночество, взаимоотношение с родителями, тема взаимоотношения в дет. коллективе («Чучело» В.К.Железняков).

О. Кургузов – взаимоотношение мальчика и родителей. Внутренняя правда писателя – это его дом. Он всю жизнь писал о доме. Если внимательно читать его рассказы, можно увидеть, что все они заполнены деталями этого дома. Там есть все домашние мелочи, бытовые вещи – шкаф, стол, люстра, телевизор, окно, пол, потолок, домашний кот, кастрюли, холодильник... Но эти вещи не просто названы, они в рассказах Олега живут, как и его герои – люди. И предметы и люди – это части единого организма, единой планеты, мифологического живого существа – Дома, который построил Олег Кургузов.

Его Дом - это не просто люди и предметы, не просто ласковая атмосфера, не просто отношения мамы и папы, не просто игры, тайны, события. Дом – это животворящее начало. А всё остальное – родилось от него.

В последней своей книге «Наш кот – инопланетянин», писатель устами своего героя, Маленького Мальчика, озвучил самый главный закон, на котором построен мир: «Мама любит папу, папа любит меня, я люблю маму. Вот и получается КРУГОВОРОТ ЛЮБВИ В СЕМЬЕ».

Худ. особенности совр. лит-ры.

Она очень слаба в худ. отношении, особенно этим страдает поэзия – нечеткость рифмовки, банальность, иногда непонятность смысла.

Лит-ра перестала быть разнообразной в жанровом отношении. Рассказы почти не создаются, разнообразия нет.

Авторская сказка за последние 10 лет стала предельно однообразной (добро побеждает зло, никаких модификаций), слаба в художественном отношении. Одни и те же типы героев, одна и та же схема рассказа, те же художественные приемы (анимизм например).

Взаимодействие с читателем.

Лит-ра 21 века теряет прежние функции (воспитательную, эстетическую, познавательную) как вида искусства. Теперь это просто развлекательные книги, ктр. ничему не учат (связ. с нов. капиталистич. укладом гос-ва).

Жанры современной детской литературы

· Детектив

· Сказка

· Роман

· Сага («Сумерки»)

· Фэнтези

· Фантастика

· Новелла

· Очерк

Тенденции развития современной детской литературы

Изменения в жизни общества, произошедшие в последнее десятилетие, в значительной мере изменили и ситуацию в литературе. Без преувеличения можно сказать, что 90-е гг. ХХ в. стали кризисными и для литературы вообще, и для детской литературы в частности. Значительно упал тиражи книг для детей, закрылась часть детских журналов, опустели детские библиотеки. Только в последние несколько лет положение начало меняться. Возродились детские периодические издания ("Мурзилка", "Весёлые картинки"), появились новые газеты и журналы для детей ("Незнайка", "Жили-были", "Свирелька", "Весёлые уроки"), переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения (сказки К. И. Чуковского, стихи С. Я. Маршака и др.). Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей. Однако здесь возникает другая проблема - дети перестают читать книги, падает культура чтения, читательский уровень. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях. Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять на литературный процесс, и одной из тенденций развития детской литературы в наше время становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Не случайно столь широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют самые разные средства, в том числе и совсем не детские. Однако существуют и примеры удачного сочетания занимательности и художественных достоинств, когда писатели ищут новые способы донести до ребёнка представления о вечных ценностях и моральных нормах. В целом же современная детская литература представляет собой подвижное противоречивое явление, находящееся в процессе становления, и сделать выводы о том, какие тенденции возобладают, можно будет только спустя некоторое время, когда ситуация стабилизируется.

Современные реалии в произведениях для детей

Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека.

В то же время литература для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних животных: "Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь в незнакомом месте" (Л. Никитина, "Про белого жеребёнка").

Постепенно в детскую литературу возвращается нормальная реальность, то, что должно окружать маленького человека в детстве: уютный дом, любящие родители, весёлые друзья. Но это только одна сторона современной действительности, поэтому и произведения, написанные сегодня, столь разноплановы и многогранны.

Особенности образов героев в современной дет. лит-ре

Несмотря на то, что действие современных произведений для детей нередко разворачивается во взрослом мире, главными героями этих произведений по-прежнему остаются дети. Это могут быть самые обыкновенные дети: они ходят в детский сад, не слушаются родителей, спорят со сверстниками.

Мир второстепенных персонажей в современных произведениях для детей очень многообразен: здесь и ожившие предметы домашнего обихода, и говорящие животные, и совсем уж фантастические существа, например, домовята и мутантики. Наряду с героями нового времени в детской литературе нашлось место и для сказочных персонажей из прошлого: фей, драконов, принцесс и царей. Но и эти привычные образы зачастую наполнены современным содержанием, ведут себя соответственно сегодняшним нормам и хорошо знакомы с разговорной речью: "Я телом только тигр, а душой будённовец, реинкарнация души, слышала, наверное, о таком опыте, мать за ногу, - и тигр грязно выругался. - Редко пробивает на разговоры, а с чумазыми я принципиально не разговариваю, они мне всю жизнь испортили. Ругаюсь паскудно, но уж извини, себя не переделать" (Г. Генераленко, "Анастасия - дочь купеческая").

Сейчас вряд ли можно говорить о наиболее типичных героях современной детской литературы, однако стоит отметить, что сама роль литературного героя в наше время меняется. Поскольку дидактическое начало ослаблено, персонажи детских произведений окончательно перестают восприниматься как образцы для подражания, а потому часто не поддаются однозначной оценке и привычному делению на положительных и отрицательных. Система образов произведения для детей отражает усложняющуюся реальность, а потому и сама становится всё более сложной.

Традиции ХХ века в современной литературе для детей

В конце ХХ в., как и на рубеже XIX - XX вв., общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса. Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, а значит неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современная литература для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ в., а современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников. Как уже не раз отмечалось, главным открытием детской литературы ХХ в. стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской литературы. Дидактическое начало при этом ослаблено, разговор с читателем идёт на равных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: