Формы материализма и идеализма

Формы материализма:

Античный материализм - Милетская школа, Атомисты (Демокрит);

Материализм XVII-XVIII века – механистический, метафизический материализм (Бэкон, Локк);

Диалектический материализм (Маркс и Энгельс);

Материализм русских революционеров “демократов” (Герцен, Чернышевский, Белинский);

Современный материализм XX века на современном естествознании.

Формы идеализма:

Объективный идеализм – такое философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не завит от человека (Платон, Гегель);

Субъективный идеализм – такое философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты).

Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой реально существует сознание только одного человека.

Исторические формы идеализма:

Античный (Платон);

Средневековый (Фома Аквинский);

Идеализм немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель);

Неотомизм – XX век.

2). Вопрос о познаваемости: мир можно познать и мир познать невозможно.

Как относятся наши мысли о мире к самому миру? (Вопрос о тождестве мышления и бытия.)

Агностицизм (от греч. a – не, gnosis - знание)- такое философское течение, с точки зрения которого сущность мира и сущность вещей непознаваемы.

Агностицизм:

Скрытый (скептицизм, Д. Юм);

Открытый (И. Кант).

Агностицизм.

Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)

Доводы в пользу агностицизма:

1) Когда объективно сущ-щие вещи дейст. на наше созн-е, оно не может изм-ся иначе, как в соотв-ии со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те изм-я, к-ые они производят в нашем созн-ии.

2) Решение проблемы ощущения: чел. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для св-в внешних вещей.

3) Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-й, объект-й мир всегда шире того, к-й представлен в нашем чувственном опыте, мы не способны делать на основе опыта заключения истинной или строгой всеобщности. Действительное мировоззрение принципиально невозможно. (Научный материализм мог появиться только пройдя критику Канта способности чел. разума к познанию сущности беск-го мирового целого)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: