Основные идеи и принципы диалектического материализма

Преодолевая идеализм гегелевской и созерцательно-метафизический характер фейербаховской философии, Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений – диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобожденные от идеализма и метафизики.

Так, порвав с идеализмом Гегеля, они развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания мышления. Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектического материализма. В качестве первичной признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.

«Диалектика сводилась этим к науке об общих законах движения, как внешнего мира, так и человеческого мышления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны …» (Ф.Энгельс «Л.Фейербах и конец классической немецкой философии».). Это значит, что в «диалектике понятий», т.е. в их сложной и противоречивой взаимосвязи и развитии воспроизводится «диалектическое движение действительного мира». Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей». (Там же.).

Таким образом, материалистически истолкованная гегелевская диалектика была «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию Энгельса, «она стояла на голове». Освобожденная от «идеалистических оболочек», она стала плодотворным методом исследования явлений природы, общества и человеческого мышления.

Основная мысль выражающая основополагающую идею диалектики, заключается по Ф.Энгельсу, в том, что: «мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счёте прокладывает себе путь…» (Там же).

Такова диалектика развития объективного мира и его познания. Учение о ней составляет важный раздел марксистской философии диалектического материализма. Речь идет, о материалистической диалектике, которая по словам Ленина, является «душой» марксизма.

«Великий основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления к бытию», утверждает Ф.Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. В этой работе и в других работах, как «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», он характеризует основной вопрос философии как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Философы, писал он, разделились на 2 лагеря сообразно тому, как они отвечали на данный вопрос.

«Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, - а у философов, например, у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в Христианстве, - составили идеалистический лагерь. Те, которые, основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». (Ф.Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»).

Надо сказать, что идеалистически и материалистически мыслящие философы появились с самого начала становления и развития философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: