Содержание образования.Государственные общеобязательные стандарты высшего и послевузовского образования

Настоящий государственный общеобязательный стандарт высшего образования (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», устанавливает требования к содержанию образования, образовательной траектории студентов, формированию образовательных программ, их структуре и оценке уровня подготовленности студентов.

В настоящем стандарте применяются термины и определения:

1) высшее специальное образование - профессиональная учебная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присвоением квалификации по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет и обязательным освоением не менее 161 кредита теоретического обучения и не менее 6 кредитов профессиональных практик;

2) бакалавриат - профессиональная учебная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присуждением академической степени «бакалавр» по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет и обязательным освоением не менее 129 кредитов теоретического обучения и не менее 6 кредитов профессиональной практики;

3) дескрипторы (descriptors) - описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования; дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц);

4) дипломная работа (проект) - выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом актуальной проблемы конкретной специальности соответствующей отрасли;

5) индивидуальный учебный план (ИУП) - учебный план студента, самостоятельно формируемый им на каждый учебный год с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин;

6) каталог элективных дисциплин (КЭД) - систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору, содержащий их краткое описание с указанием цели изучения, краткого содержания (основных разделов) и ожидаемых результатов изучения (приобретаемые студентами знания, умения, навыки и компетенции);

7) компонент по выбору - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов (или академических часов), предлагаемых высшими учебными заведениями, самостоятельно выбираемых студентами в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов;

8) компетенции - способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;

9) обязательный компонент - перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных типовым учебным планом и изучаемых.

19. Типовой учебный план, программа.

Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время используются два вида учебных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются МОН РК и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы. Рабочая учебная программа представляет собой документ, определяющий основное содержание обучения по данной дисциплине, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Рабочая учебная программа формулирует цели и задачи изучаемого курса в соответствии с его местом и значением в общей системе дисциплин специальности, устанавливает структуру учебного предмета, содержание разделов и тем. Основное содержание образования, определяемое программой, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях, предназначенных для учащихся.

Рабочие учебные программы составляются кафедрами по единым правилам, установленным в ДВГУ, по всем дисциплинам, включенным в рабочий учебный план на основе действующих типовых учебных программ и ежегодно пересматриваются. Программы хранятся на кафедрах и в учебно-методическом управлении.

Программы утверждаются учеными советами институтов (факультетов), по желанию автора регистрируются как методические указания (в соответствии с установленными требованиями) в издательстве ДВГУ, для соблюдения авторских прав.

Межфакультетские кафедры или кафедры, читающие дисциплины на иных факультетах, должны утвердить программы курсов на институтском (факультетском) ученом совете и согласовать содержание программ с методическими комиссиями тех факультетов, на которых изучаются эти дисциплины. На титульном листе программы делается соответствующая пометка.

20. Законодательная база развития высшего образования в РК. За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие: 1 этап (1991-1994 годы). Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования. 2 этап (1995 – 1998 годы). Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.3 этап (1999 –2000 годы). Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования. 4 этап (начало - 2001 г.). Стратегическое развитие системы высшего профессионального образования. До 1999 года правовые основы развития системы образования регулировались двумя законами: «Об образовании» и «Высшем образовании», принятые в 1992 и 1993 годах. Однако для того, чтобы в полной мере обеспечить правовой фундамент в новых социально-экономических условиях республики был принят в июне 1999 года новый Закон Республики Казахстан «Об образовании». За период с 1991 до 2002г.г. принято более 70 важных нормативных документов, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м полноправным членом Европейской зоны высшего образования. 60 казахстанских университетов подписали Великую Хартию Университетов. Таким образом, был осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D, основанную на принципах Болонской декларации (известна также как Великая Хартия Университетов, 19 июня 1999 г.). В настоящее время учебные заведения системы высшего образования Республики Казахстан делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия, а также институты, относящиеся к высшим учебным заведениям университетского типа. Обучение граждан Республики Казахстан за рубежом идет по следующим основным направлениям: международные образовательные обмены; стипендии Правительств иностранных государств и международных организаций; в частном порядке; по международной стипендии «Болашак».

21. Организация процесса обучения в высшей школе. Основными формами организации учебного процесса в высшей школе являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, лабораторные работы и контроль.
Вузовская лекция -- главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель -- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово «лекция» происходит от латинского «lection» -- чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в Средние века.
Преимущества лекции:
- творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
- лекция -- весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

- лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора -- развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» -- «рассадник» и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.
Главная цель семинарских занятий -- обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (А. М. Матюшкин):
- развитие творческого профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
профессиональное использование знаний в учебных условиях:
а) овладение языком соответствующей науки;
б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.
Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Слово «лаборатория» происходит от латинского «labor» -- «труд, работа, трудность». Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.
Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие.
Совместная групповая деятельность -- одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.
Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы -- подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе -- выполнение дипломного проекта.
Самостоятельная работа способствует:

1. углублению и расширению знаний;
2. формированию интереса к познавательной деятельности;
3. овладению приемами процесса познания;
4. развитию познавательных способностей.
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция:
контроль -- это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.
Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности. В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены.
Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.
По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.
Текущий контроль
помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).
Тематический контроль -- это оценка результатов определенной темы или раздела программы.
Рубежный контроль -- проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль -- экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.
Заключительный контроль -- госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

22. Использование активных методов и форм обучения в высшей школе. Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельностью; широкое использование технических средств. Еще в 70-е гг. XX столетия проблема поисков методов активного обучения нашла отражение в исследованиях М.И. Махмутова, И.Я. Лернера и других по проблемному обучению. Независимо от этих исследований шел поиск и так называемых активных методов обучения (АМО), обеспечивающих интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении.

Представим краткую характеристику основных активных методов обучения, имеющих особую ценность для высших учебных заведений.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс-метод наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

Различают несколько видов ситуаций:

1. Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.

2. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

3. Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

4. Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную

проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

· соответствовать четко поставленной цели создания;

· иметь соответствующий уровень трудности;

· иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни;

· не устаревать слишком быстро;

· иллюстрировать типичные ситуации;

· развивать аналитическое мышление;

· провоцировать дискуссию.

Можно выделить пять этапов, специфицирующих создание нового кейса:

· поиск источника кейса;

· сбор данных для кейса;

· макетирование содержания кейса;

· пробация кейса в аудитории;

· жизненный цикл кейса.

CASE могут быть представлены в различной форме, от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует помнить, что большие кейсы вызывают у студентов некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые. Кейс может содержать описание одного события в одной организации или историю развития многих организаций за многие годы.

Изначально кейс-метод противопоставлялся традиционному лекционному методу и ассоциировался, прежде всего, с открытой дискуссией. В кейс-методе предполагается, что преподаватель руководит обсуждением проблемы, представленной в кейсе, а сами кейсы могут быть представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Кейс-метод обучения предполагает не только наличие банка кейсов, но и методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, дидактические материалы в помощь преподавателю. Особенностью кейс-метода обучения является его образовательная открытость, с одной стороны, а с другой - замкнутость и жесткость в результативности обучения. В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны, и свободны в процессе обучения.

23. Воспитательная работа в высшей школе всегда была важнейшей составляющей образовательного процесса. Теоретически важность этой работы была обоснована во многих научных трудах, сформулирована в нормативных документах. Современные подходы к образованию в настоящее время обсуждаются на разных уровнях, определяются его новые задачи, в том числе, задача восстановления и развития системы воспитания, которая должна органично вписаться в общую систему подготовки в вузе будущих специалистов. Ведь именно они – специалисты с высшим образованием станут средним классом, опорой стабильности общества, его наиболее активной, грамотной частью. Будущим специалистам следует привить любовь к познанию на протяжении всей жизни, научить развивать свои способности, вырабатывать независимость, собственные суждения и личную ответственность в достижении общих целей. Они должны научиться жить в коллективе, понимая других людей, их потребности и оценки, снимать возможные конфликты разумным путем, так как сегодня, в условиях этнического переплетения культур, возрастающей угрозы терроризма умение жить и работать с людьми становится первостепенной необходимостью. В связи с этим, перед современными вузами встают, по крайней мере, две главные задачи. Во-первых – создание целостной системы воспитания и образования специалистов, которая совместила бы профессиональное обучение и гуманистическую ориентацию и способствовала формированию демократической, трудовой и культурно-нравственной позиции студенческой молодежи. Во-вторых – обеспечение высокого качества воспитательного процесса, нацеленного на соответствие специалиста общественным потребностям. Решение этих сложных задач потребует серьезной работы, времени и частичного пересмотра уже сложившегося в обществе в целом и конкретно в системе высшего образования отношения к ряду проблем как глобального, так и профессионального характера. Отсюда, условно ценности, которые должны быть сформированы у выпускников вузов, можно квалифицировать по следующим признакам:

- Гуманистические: уважение к правам человека, к достоинству личности.

- Социокультурные, относящиеся к искусству, литературе, этике и морали, религии, национальным и этническим особенностям и традициям, к науке и образованию, культуре в целом.

- Социальные, определяющие политическую структуру общества, правовую и экономическую культуру и порядок.

- Экологические: бережное отношение к природе и природопользованию, среде обитания.

Переходное состояние, в котором находится сегодня высшая школа, указывает на необходимость решения вопроса, не столько касающегося содержания образования, сколько достижения нового качества воспитательной работы в вузе. Представляется, что система воспитания студенчества в вузах должна быть многоуровневой, включающей не только изучение гуманитарных наук, но и организацию воспитательной работы по таким направлениям, как “права человека”, “социальная активность и отношение к власти”, “личностный рост” и т.д.

Многие вузы проповедуют в воспитательной работе идеи гуманизации, формирование новой гуманистической культуры, гуманитарной среды. Гуманизация означает “очеловечивание”, “одухотворение”, демократизация в системах “cтудент- студент”, “преподаватель-студент”, введение в учебно- воспитательный процесс принципов педагогики сотрудничества, творческого, индивидуального подхода, формирование у студентов гуманистических мотивов.

Главная задача гуманизации образования состоит в формировании у студентов стремления к получению знаний, овладении ими механизмом самообразования, так как современная и будущая постиндустриальная цивилизация требует от человека получения знаний на протяжении всей жизни.

В этом ключе важна социальная адаптация студентов в вузе, осознание ими социального равенства в получении знаний, их социальная защищенность. Необходима защита абитуриентов и студентов от некомпетентности преподавателя, произвола, субъективизма в оценке их знаний как при поступлении в вуз, таки в период обучения.

В массовом сознании и даже в научной и нормативной литературе социальная защищенность нередко

понимается как милосердие, сужается до материально помощи наиболее социально слабым слоям населения. Между тем социальная защита только в том случае может быть эффективной, если она обеспечивает материальное благосостояние и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, физическое и духовное здоровье, душевный комфорт.

Социальная защита предполагает активность и самого субъекта, в данном случае, студента, которая может быть обозначена как самозащита. Имеются в виду преодоление иждивенческих стереотипов, активное участие субъекта в создании своего материального и социального благополучия, обретение определенных личностных качеств, необходимых на рынке труда и т.д. Иными словами, социальная защита (самозащита) студентов может и должна рассматриваться как обеспечение государством, студенческими организациями, родителями, самими студентами их интересов.

Таким образом, социальная защита студенчества складывается из множества компонентов, важнейшим из которых является получение образования, соответствующего современным стандартам. Это с неизбежностью предполагает качественное изменение самой системы образования, его содержания и формы.

Программа социальной защищенности в сфере образования в современных условиях может осуществляться только поэтапно, так как слишком велик разрыв между отечественным и мировым уровнями развития образования. Однако она реальна и подкреплена психологическими установками самих студентов.

Таким образом, процесс становления качественной системы воспитания в образовательной структуре весьма противоречив и сталкивается с огромными трудностями, так как подготовка высокообразованных, интеллигентных, духовно богатых специалистов сложна в любых условиях. Несомненно, что никакие современные технологии не заменят лучших человеческих качеств, в создании и развитии которых вуз обязан помочь молодому человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: