Проблемное обучение в высшей школе

Проблемное обучение - это такая организация процесса обучения, сущность которой заключается в образовании в учебном процессе проблемных ситуаций, выделения и решении студентами проблемСовременная высшее образование видит главной своей задачей \"вооружение\" будущих специалистов методологии творческого преобразования мира Процесс творчества охватывает прежде всего открытие нового: новых объектов, знаний, проблем и методов решения этих проблем В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс является процессом решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными методамими методами.Особенностью проблемного обучения является также то, что оно изменяет мотивацию познавательной деятельности: ведущими становятся познавательно-побудительные (интеллектуальные) мотивы Интерес к обучению возникает в связи с с проблемой и развертывается в процессе умственной работы, связанной с поисками и нахождением решения проблемной задачи или совокупности задач На этой основе возникает внутренняя заинтересованность, пер етворюеться в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и возсті.Зато формирования мотивов - лишь одна из задач проблемного обучения, успешность которого определяется логикой и содержанием деятельности студентов В процессе решения нестандартных задач формируется с специальное мышления, которое, по мнению С Рубинштейна, \"включается\" только для решения этих задач цихзавдань.

При создании проблемных ситуаций следует придерживаться определенных условий:

Преподаватель дает студентам практическое или теоретическое задание, при выполнении которого они должны получить новые знания или способы действий по теме

Эта задача:

базируется на знаниях, которые уже имеют студенты;

знания, необходимо усвоить, должны содержать неизвестную общую закономерность или способ действия, без выяснения которой (которого) задачу выполнить невозможно;

выполнения задания должно вызывать у студентов потребность в получении неизвестных знаний, то есть у них должен появиться интерес как мотив их действий

Проблемное задачи, ставится перед студентами, должна соответствовать их интеллектуальным возможностям: быть достаточно сложным, но одновременно возможным к решению благодаря тем навыкам мышления, сформовать вано у студентов, владению ими обобщенным способом действий и достаточным уровнем знания.

Предлагая проблемное задание, преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний студентов

Как проблемные задачи можно применять учебные задачи, вопросы, практические задания, которые ставят студентов в проблемные ситуации

Проблемная ситуация по одному и тому же вопросу может создаваться разными типами задач:

когда необходимо теоретически объяснить некоторые реальные факты, которые демонстрируются на протяжении лабораторной работы или освещены в литературе или рассказываются преподавателем;

когда невозможно выполнить практическое задание с помощью действий известных студентам и возникает потребность в получении новых знаний и способов действий

Если студенты, оказавшись в проблемной ситуации, не смогли из нее выйти, преподаватель должен сформулировать проблему, возникшую указать на причины, которые привели к этому и объяснить учебный материал, н необходим для решения предложенной задачия.

Примеры проблемных ситуаций, в основе которых лежат противоречия, наиболее характерные для познавательного процесса, могут быть следующие:

противоречия между полученными ранее знаниями и новыми фактами, которые разрушают теорию;

понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения;

разнообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения этих фактов;

практически доступен результат и отсутствие теоретического обоснования;

противоречия между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

противоречия между большим количеством фактических результатов и отсутствием методов их обработки и анализа

Процесс объяснения материала, что составляет содержание проблемной задачи, также требует соблюдения определенных условий:

Учебный материал объясняют после вопросов студентов, возникшие у них в проблемной ситуации Таким образом достигают удовлетворения потребности в новых знаниях, познавательного интереса Под объяснением нав учебного материала понимают разнообразные методы и средства представления информацииції.

Приизложения учебного материала необходимо учитывать уровень знаний студентов, подтверждать правильное решение или в случае необходимости продемонстрировать новую закономерность и образ действия, если студенты справились с решением проблемной ситуации.

Если обучение проходит в форме лабораторного, практического занятия, семинара-дискуссии или семинара-практикума, то студенты должны сначала получить, а затем применить необходимые сведения или способ ди ее для выполнения проблемной задачи.

Если проблемное задание слишком сложное для группы студентов, его можно разделить на ряд частных проблемных задач так, чтобы их решения стало доступным для студентов

В высшей школе различают четыре основные формы проблемного обучения:

Проблемный изложение учебного материала в монологическом режиме лекции или диалогическом режиме семинара

Проблемный изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выдвигает проблемные задачи и сам их решает, при этом студенты только мысленно подключаются к поиску решения

Частично-розыскная деятельность в процессе выполнения эксперимента, лабораторных работ, при проблемных семинаров, эвристических бесед Преподаватель заранее определяет проблему, решение которой опирается на ту базу знаний, которую должны иметь студенты, есть вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения студентов и требуют целенаправленного мыслительного поиску.

Самостоятельныя исследовательская деятельность, когда студенты самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе) с последующим контролем преподавателя

41.Формы организации учебного процесса в вузе. Практические,семинарские и лабораторные занятия. Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом, выбор технологий определяется преподавателем вуза. Тем не менее, набор дидактических средств, выбираемых для достижения образовательной цели, во многом зависит от формы обучения.

Лекции.

Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность.

Практические занятия.

Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. Разнообразные формы проведения практических занятий: занятия по изучению иностранного языка, решение задач по физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам, семинары, лабораторные практикумы, - могут быть использованы и при дистанционном обучении. В этом случае они приобретают некоторую специфику, связанную с использованием информационных технологий.

Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторные работы при дистанционном обучении разумно проводить во время выездов преподавателей или под руководством тьюторов непосредственно в филиале, используя материальную базу и кадровый потенциал регионального вуза, на базе которого создан филиал.

Семинарские занятия.

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.

В системе дистанционного образования реализуются все три уровня семинарских занятий: просеминары, семинары, спецсеминары. Часть семинаров проводится в филиале в форме традиционных аудиторных занятий под руководством тьютора, поскольку организация выездов преподавателей в филиал для проведения семинарских занятий нецелесообразна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: