З-я реформа

Она началась в 90=м году.

Она проходила по 3-м направлениям:

1. перераспределение З-ль. (это было обусловлено структурными измненеиями в с\х)

2. Платность землепользования

3. Трансформация форм собственности на З-лю.

1-е пр-е акты в этой обл-ти:

-90-й год: Основы З-го з-д-ва СССР. Они ввели право, к-е занимало промежуточное положение м\у Ч-й собств-тью и гос собств-тью: пожизненное наследуемое владение (З-й уч-к стало возможно передава по наследству) И была ввдеена возможность аренды З-ли.

-в 90-м году впервые было зафискирована право Ч-й собств-ти на З-лю. Но: при этом гво сразу установило 10-летн мараторий: т.е. в теч-е 10 лет ничего с этой З-лей нельзя было сделать.

-были приняты 2 з-на: О З-й реформе и о крестьянском фермерск оз-ве, к-е ввели право Ч-й собств-ти на З-ю долю.

-в 91 г. был принят ЗК РСФСР (предыдущий)

Этим ЗК ввели: гр=не имеют пр свободно продавать и покупать З-лю тока у г-ва! И этот ЗК впервые предусмотрел возмож-ть суд-го порядка разрешения З-х споров.

23 дек 92 принят з-н, к-й установил свободн КП З-х уч-ков в 4 случ:

а) личн подсобн хоз-во

б) садоводчество

в) ждачное строит-во

г) индивидуальн жилое строит-во.

И соотв-ие измен-я внесли в К 72 г.

В 93 г: Указ П3-та, к-й впервые объявил З-лю недвижимостью, установил перечень сделок и это был 1й акт, к-й заговорил о регистрации прав на З-лю. Но: потом приним-ся К, а потом 24 дек 93 г.: приняли УКАЗ О привед-ии З-го з-д-ва в соотв с К. Т.о. 2\3 ЗК фактич-ки не стало!

Юр лица получили право Ч-й собств-ти с 94 г.

Права на З-лю.

Появилось требование об искючительн титульном Землепользовании (и т.о. устанавл-ся запрет на фактич-е Землепользование).

Титульное Землепользование означает, что поьльзоваться З-лей мона тока на тех правах, к-е указ в законе.

Поэтму: в целях упорядочивания существующих видов прав на землю ст.3 ВВодного закона устанавивает, что права на землю, не предусмотренные ст.15 земельного кодекса (собственность) и статьями с 20 по 24 ЗК (постоянное бессрочн пользование; пожизн-е наследуемое владение; сервитут; аренда; безвозмездное срочное пользование) подлежат переоформлению со дня введения ЗК в силу.

Пр. на Землю бывают обязательственные и вещные.

ПС

это самое полное право на землю. Оно носит исключительный характер (т.е. кажд земедьный участок м. принадлежать тока 1 собственнику.

ПС не носит абсютного характера.

Законом установлен равный для всех Ґ-тов объем прав на имущество.

А мера свободы реализации ПС опредееляется при помощи 3 критериев:

1. Норма закона

2. Права др лиц.

3. Требования в области охраны окружающей среды.

Применительно к земле это наш отражение в 3 ст.ГК: Ст.129, 209, 260.

Владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой ее оборот допускается законом осуществяется собственником свободно, иф это не нарушает права 3-их иц и не причиняет вреда окружающей среде.

Собственник земельного участка вправе продавать, дарить, менять, отдавать в залог, сдавать в аренду и распоряжяться земельным участком иным образм постольку, поскольку соответствующие земли на оснвании закона не исключены из оборота ии не ограничены в обороте.

Среди правомочий собственника землеьлнго учстка на 1 план выдвигается правомчие владения. Оно связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре. (т.е. с определением границ земельного участка на местности). И в законодательстве указан строгий порядок выделения земель в натуре. И без выделения: нельзя распорядится! (это связано с требованием индивидуализации).

Применит-но к земле момент возникновения права собственности не совпадает с моментом возникновения владения. Ведь ст.424 под передачей вещи понимает вручение. А применительно к земле к вручению приравнивается вручение правустанавливающих документов. И в некоторых сучаях предварительное владение является условием возникновения права собственности (Ј при приватизации).

правомочию владения применительно к земле обязательно должно сопутствовать правомочие пользования.

Гражданское законодательство преудсматривает возможность изятия земельного участка в случае неиспользования его в течение определенного срока. (ст.284, 285).

Применительно к правомочию пользования земельное законодательство содержит четкий перечень возможных форм использвания земельного участка. В оснве этих видов: лежит целевое назначение земельного участка. Нецелевое использование по гражданскому законодательству дает возможность изъятия этого участка (а земельное законодательство такой возможности не дает).

Невзможно отчуждение Земельного участка без недвижимости, расположенной на нем, иф собственником их является одно и тоже лицо.

И невзможно отчуждение земельного участка, иф при этом меняется его целевое назначение.

Есть 2 вида: публичная и Ч-я собственность.

Публичн делится на собственность РФ, Ґ, и МС.

К предусматривает равенство всех форм.

Щас действ принцип презумпции гос собственности (нашло отражение в ст.14 ГК). (земля, не находящаяся в собственности физ лиц, юр лиц, МС: являяется собственностью государства).

Принцип презумпции государственной собтвенности будет действовать до разграничения государственной собственности на землю.

Государсвтенная ссобтвенность выступает в 2 видах: РФ и Ґ.

От имени Ф2 и от имени Ґ осуществяют полномочия органы, указанные в ст.125 ГК: т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Т.о. када речь идет о Ф2: эти полномочия осущетсвляет Правитеьство РФ. Оно м. осуществлять их как непосредственно, так и делегировать и другим органам. В соотв со ст.29 ЗК: такими органами являются: Рос имущество, его территориальные подразделения (Ј КУГИ) и органы МС.

Разграничение гос собств-ти на З-лю.

В итоге: 17 июля 2001 г. принят ФЗ О разграничении гос собтвенности на землю.

Центральн момент з-на: гос собственность на З-лю возникает с момента гос регистрации (а для этого надо провести разграничение гос осбт-ти на З-лю, к-я вкл в себя этапы:

1. Министерство имущественных отншений составляет перечни Земельных участков, на которых у Ф2, Ґ и МО возникает право собственности.

Эти перечни составляются по каждому МО на основе сведений, представленных органами МС, государственными органами и государственными унитарными преприятиями.

Эти перечни должны быть составлены в течение 3 мес. с момента получения сведений.

После того как перечни составлены, подготовлены: начинается этап согласования. (т.е. подготовленные перечни МинИмущ направляет публичным Ґ-там на согласование.

В случае несогласия публичн Ґ-та с представенным ему переченм предусмотрена согласительная процедура разрешения сопра.

Иф эта согласительная процедура к положительному результату не приведет: то это перехоидт в судебное разрешение спора.

Иф в теч 2 мес от публичн Ґ-та не пступило возражений по поводу представленного перечня, то считается, что он согласился.

3 этап: после того, как будет получено согласие от всех: Мин Имущества в теч 3 мес должно направить эти согласванные перечни Прав-ву РФ.

Прав-во РФ своим решением утверждает эти перечни. После этого осуществляется регистрация ПС Ґ-тов и МО.

В вводном з-не указано, что разграничения гос собственности на землю для распряжение гс сбственнстью гс регистрация не требуется.

разграничения гос собственности на землю:

распоряжение гос землями осуществляется орг-ми МС в пределах их компетенции, иф иное не устанв законом.

По этому поводу действ Постанвление Прав-ва от 07.08.02 Правила распряжения земельными участками, находящимися в гос ссобтственности рзграничнеия гос собственнсти на землю.

При разграничении гос собственности на землю: в Москве и СПб земля в муниципальную собственность не предоставляется. (хотя чисто теоретички Муниц земля тут может возникнуть (иф Ґ примет соотв-ий закон.

Основания возникнвения гос собственности на землю:

1. Разграничение гос собтвенности на землю.

2. Указание в ФЗ (Ј ФЗ Об обороне говорит, что земли обороны являются Ф2 собственностью).

Применительно к муниц собственности эти м.б. не тока ФЗ, но и закон Ґта.

3. прибретение прав на землю по основаниям, указанным в Г-м законодательстве.

ЧС на землю.

ЕЕ возможность обусловлена ст.36, 35 К.

Ст.36 называет 2 Ґ-тов ЧС: граждане и и объединения.

Для граждан эта возможность была восстановлена в 90м году.

А для юр лиц: К их прямо не называет. Хотя потом было определение суда, к-м разяснили, что под этими объединениями имеются ввиду юр лицаа!!

Начиная с 92 г.:...

Возможность иметь в ЧС землю инстр гражданам и лицам без гражданстав.

Вбще в мире: 7 видов режимов применительно к этому:

1. Полный запрет для иностранцев иметь в ЧС землю (Китай, Израиь, Вьетнам).

2. Запрет на прибретение иностранцами земель с\х назначения (Турция, Венгрия).

3. Устанавл-ся ограничения по поводу кол-ва земель, к-е м. наход-ся в соб-ти инстранцев (Ј в Испании: не бее 15% кажг М).

и т.д.

У нас: по К: устанвлен для иностранцев национальный режим (те..пользяся правами российских граждан, иф иное не предусмотрено законом).

Ограничения щас есть:

1.ст.15 ЗК устанавл, что на приграничн теритоях инстранцы м. приобретать землю тока на праве аренды

2. Вводн з-н устанавл, что до принятия указа П3-та, содержащего перечень этих приграничн тер-рий земля иностранцам на этих тер-риях в собственность не представляется..

3. З-н об обороте земель с\х назначение: утсанавл, что земли с\х представлся иностранцам тока на праве аренды. (этот закон не распространяется на земли с\х использования). Т.е. правовой режим садоводства, огородничества не попадает под этот режим. Но:

4. З-н О садовдоческих,огороднич, дачны объеинениях также запрещает иностранн гражданам иметь в собственности землю (тока на праве аренды).

5. На тер-рии закрытых А-но территриаьных образваний: инстранцы иметь З-лю в собственнсти не могут.

6. Земеля предоставляется иностранцам тока за плату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: