Международная торговля и внешнеторговая политика

Внешняя торговля — важнейшая форма международных экономических отношений; наряду с международным производственным, научно-техническим и другими формами (подготовка кадров, туризм и т.д.) сотрудничество.

Основные формы международного производственного сотрудничества:

• совместная координация производства и сбыта на основе специализации и кооперирования;

• совместное владение предприятиями (совместные предприятия);

• подрядное строительство;

• научно-техническое сотрудничество.

Необходимость и целесообразность (выгодность) свободной внешней торговли в противовес взглядам меркантилистов обосновали еще классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо на основе преимуществ международного разделения труда (см. современные теории МРТ).

Совокупность внешней торговли всех стран образует международную торговлю.

Международная торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX в. принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны.

Для оценки международной торговли анализируется либо суммарный объем экспорта, импорта, либо внешнеторговый оборот страны. Он рассчитывается путем суммирования экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, т.е. покупаются изделия с меньшими затратами, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчете эффективности внешне^ торговли определяется тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.

Основные тенденции развития международной торговли:

- интеллектуализация;

- рост доли высокотехнологичной продукции;

- обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами;

- расширение торговли патентами и лицензиями;

- снижение спроса на сырье и топливо;

- концентрация международной торговли в промышленно развитых странах;

- усиление разделения труда, специализации и кооперирования и, как следствие, формирование долгосрочных, устойчивых отношений и развитие интеграции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: