Международная торговля в системе международных экономических отношений. Особенности, динамика, тенденции в территориально-товарной структуре

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля товарами

Международная торговля - торговля между всеми странами мира. Сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира

Характеристиками международной торговли выступают объем мирового товарооборота, товарная структура экспорта и импорта и ее динамика, а также географическая структура международной торговли.

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности (оборудование, машины, химическая продукция, транспортные средства), в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.

С начала XIX в. до 1914 г. объем мировой торговли вырос почти в сто раз. На столь динамичный рост международной торговли оказывают влияние такие факторы, как интернационализация производства, развитие разделения труда между странами, деятельность и существование транснациональных корпораций ТНК, а также НТР.

С 90-х гг. Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт в то время почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности.

Общая структура международной торговли показывает соотношение импорта и экспорта в долях или процентах. В денежном выражении доля экспорта всегда меньше, чем доля импорта. А в физическом объеме данное соотношение равняется единице.

Товарная структура показывает, какова доля тех или иных товаров в ее общем объеме. В товарной структуре международной торговли в зависимости от специфики объекта купли-продажи выделяют: торговлю товарами, которая в свою очередь дифференцируется на:

1) обмен готовой продукцией;

2) обмен сырьём;

3) торговлю услугами;

4) торговлю технологиями.

В первой половине XX в. и в последующие годы, мы видим существенные изменения в товарной структуре (ТС).ТС международной торговли изменяется и подвержена воздействию НТР, а также углубления разделения труда. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговли обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в начале нового тысячелетия — это торговля машинами и оборудованием.

Географическая структура международной торговли характеризуется распределением товарооборота по направлениям различных товарных потоков. В настоящее время наблюдается такая ситуация, что страны, являющиеся развитыми промышленно и имеющие более развитую экономику, больше всего торгуют друг с другом. Развивающиеся страны ориентированы на рынки тех стран, которые промышленно развиты. В последнее время все большую роль играют страны, называемые новыми индустриальными (азиатские), а вот страны-экспортеры нефти утрачивают свое значение в мировой торговле. По территориальному охвату мировая торговля делится на локальную, региональную, межрегиональную и глобальную.

Структура международной торговли по группам стран в течение последних 2-3 десятилетий оставалась неизменной: 1) развитые страны с рыночной экономикой сохраняли долю в мировом экспорте в пределах 70-76%; 2) развивающиеся страны — в интервале 20-24%; 3) доля стран с переходной экономикой (бывшие социалистические страны) не превышала 5-10%. С точки зрения географической структуры лидерство в мировой торговле принадлежит Западной Европе.

Основные тенденции в географической структуре международной торговли:

- сохранение высокой доли развитых стран - более ¾ - США, Германия, Япония и др.;

- концентрация международной торговли внутри группы развитых стран (55%);

- географическая диверсификация – расширения числа внешнеторговых партнеров;

- повышение доли развивающихся стран (в первую очередь НИС);

- снижение доли стран с переходной экономикой (за исключением стран центральной и восточной Европы – членов и кандидатов ЕС).

Основные тенденции изменения товарной структуры международной торговли:

- Существенное увеличение удельного веса промышленной продукции, а в ее составе – продукции высоких технологий. Резкое расширение номенклатуры промышленных товаров. Концентрация ТНК в сферах сложной наукоемкой техники.

- Сокращение удельного веса сырьевых и топливно-энергетических товаров. Переход от ресурсоемкой к инновационной ресурсосберегающей модели экономического развития. Увеличилась степень переработки ресурсов. Развитие перерабатывающей промышленности в местах добычи ресурсов.

- Сокращение удельного веса товаров аграрно-промышленного комплекса, прежде всего продовольствия.

- Рост масштабов торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

Для развитых стран характерно присутствие во всех товарных сегментах международной торговли. Они сохраняют за собой не только позиции крупнейших поставщиков промышленной продукции, но и крупнейших поставщиков сырья (Канада, Австралия, ЮАР, Великобритания, Норвегия).

Для развивающихся стран характерен рост в экспорте удельного веса готовой продукции как трудоемкой, так и ресурсоемкой.

На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:

- внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;

- зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.

Некоторые товары вообще не участвуют в мировом товарообороте. Поэтому все они подразделяются на неторгуемые и торгуемые. Первая группа - это те, которые в силу разных причин (стратегическая важность для страны, неконкурентоспособность) не перемещаются между разными странами. А первая группа - товары, которые могут свободно перемещаться.

Когда структура международной торговли характеризуется специалистами, выделяют две группы товаров: готовая продукция и сырье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: