Мировая торговля: основные понятия, характеристика, факторы, определяющие противоречия

Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Развитие мировой торговли привело к возникновению мирового рынка товаров. Мировой рынок – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных друг с другом системой международных экономических отношений.

Если раньше основной предпосылкой международной торговли была неравномерность распределения ресурсов между различными странами, то сегодня все большее значение приобретают различия в эффективности использования ресурсов, применяемых технологиях.

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля.

Внешняя торговля – коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Мировая торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В основе мировой торговли лежит международная специализация.

Объем международной торговли определяется путем суммирования объемов экспорта, обычно в долларах США и в ценах FOB.

Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

Мировая цена — денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена служит для определения цен международных контрактов, по которым заключается большинство торговых сделок в мире

На достаточно стабильный, устойчивый рост мировой торговли оказали влияние ряд факторов:

· стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;

· развитие МРТ и интернационализация производства и капитала;

· НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

· активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;

· возникновение новой коммерческой реальности — общемирового рынка для стандартизированных товаров;

· регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;

·деятельность международных финансово-экономических организаций, например, МВФ, поддерживающего относительную стабильность основных мировых валют торговых и платежных балансов многих стран;

· стабилизирующая деятельность Мирового банка в отношении мировой экономики;

· либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин — образование «свободных экономические зон»;

· развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование «общих рынков», зон свободной торговли;

· получение политической независимости бывшими колониальными странами.

Необходимость мировой торговли обусловлена следующими факторами:

– образованием мирового рынка как одной из предпосылок капиталистического способа производства;

– неравномерностью развития отдельных отраслей в разных странах, в результате чего избыток продукции вывозится за границу;

– ограниченностью размеров внутреннего рынка отдельно взятой страны.

Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне, а также стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья развивающихся стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: