Мы пытались

Исполнительный директор НАТ Шолпан Жаксыбаева рассказала об истории «вытравливания» более или менее независимых телеканалов из казахстанского эфира. Сначала это было в 1996 году, когда вдруг по техническим причинам отключили несколько ТРК, а потом, на следующий год, эфир очистили для расширяющегося вширь и в рост «Хабара», выкинув за борт ряд СМИ. Упомянула Ш. Жаксыбаева и о тендерах и конкурсах на телерадиочастоты, проводившиеся в последние пять лет. Коротко говоря, практически всегда выигрывали «нужные» телеканалы и радио, а «левые» либо устранялись на стадии подачи заявок, либо убывали как проигравшие, хотя уже много лет просуществовавшие в эфире. А суть выступления сводилась к тому, что конкурсы проходят непрозрачно и необъективно: «Никому не известные чиновники, по сути, решают, что нам смотреть, а чтонет». Кроме того, она пояснила: закон даже после официальной экспертизы (независимые специалисты подтвердили) был признан «высококоррупциогенным».

Во многом с ней была солидарна исполнительный директор «Интерньюс Казахстан» Маржан Ельшибаева, которая со своей стороны тоже сделала все возможное, чтобы законопроект не прошел в парламент в «антидемократичном» виде. Причем они обращались и в министерство, и в правительство, и конкретно к депутатам парламента. Кстати, по ее словам, этот закон мог обсуждаться и улучшаться в мажилисе в течение полутора лет, а вот регламент сената, судя по всему, более узок и менее прозрачен.

Тогда и выяснилось реальное участие в разработке законопроекта независимых НПО, о чем любят говорить представители власти.

Наша работа была больше декоративного характера, – подчеркнула М. Ельшибаева, добавив, что их (НПО) инициативы и голоса не учитывались. – Когда нам присылали протоколы заседаний рабочей группы с нашим участием, то они оказывались сфальсифицированными: в них сообщалось, что мы были согласны с правительственными поправками.

А независимый эксперт Игорь Лоскутов подошел к проблеме с чисто юридической точки зрения. Он досконально доказал, что в создании, обсуждении и принятии закона о ТРВ были изначально допущены весомые нарушения, но все же это не помешало его ускоренному продвижению сквозь все формальности. В принципе, это является еще одним подтверждением того, что этим государство хочет монополизировать СМИ, ограничить информационное пространство от «лишней» прессы. Кстати, И. Лоскутов рассказал, что вместе с законом о телерадиовещании были разработаны пять подзаконных актов (о чем тоже никто ничего не знает), которые, как правило, появляются лишь спустя как минимум полгода после вступления закона в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: