Образ еврея в западноевропейской литературе

Образы евреев часто встречаются в произведениях западноевропейских классиков, как в качестве главных героев, так и второстепенных. Писатели создавали подобные образы чаще всего на основе стереотипов, существующих в обществе в их время и в их стране, однако эти стереотипы отражают общие тенденции восприятия еврея в европейском обществе в целом. Чаще всего еврей оказывался отрицательным персонажем, его главными чертами становились алчность, жажда наживы, жестокость. Таким образом в литературе Европы сложился типичный образ ростовщика-еврея. Иначе европейские писатели представляли женщину-еврейку: чаще всего она обладала особой привлекательностью благодаря своей необычности и нетипичности в глазах европейских мужчин. На занятии мы планируем рассмотреть образы евреев в разных национальных литературах от эпохи Возрождения до первой половины ХХ века на примере произведений Дж. Боккаччо, К. Марло, У. Шекспира, В. Скотта, Ч. Диккенса, О. Бальзака, Л. Фейхтвангера и др.

Дополнительный семинар:

Илья Дворкин

Европейские евреи: Восток на Западе

Киномастерская – Валя Корабельникова (Запад)

Художественная мастерская – Ада Афиногеева (Восток)

Введение в городское пространство: Раис Сулейманов, Катя Яндуганова

ЗАПАД и ВОСТОК: К ЕВРЕЙСКОМУ ПОНИМАНИЮ ПРОБЛЕМЫ

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: ВАВИЛОНСКИЙ ТАЛМУД, ТРАКТАТ «ТАМИД»

Десять вопросов задал Александр Македонский старейшинам Южной Страны1.

Спросил их:

– Что дальше: небо от земли или Восток от Запада?

Ответили старейшины:

– Восток от Запада, ведь когда солнце на Востоке, всякий может смотреть на него,

и когда солнце на Западе – тоже, но на солнце в зените глядеть нельзя. [Следовательно,

в небесах солнце ближе к нам, чем на Западе или Востоке].

А наши Мудрецы говорят:

– С Запада на Восток и от неба до земли расстояние то же, ибо сказано:

« Как высоко небо над землей,

Так велика милость Его к боящимся Его.

Как далёк Восток от Запада,

Так удалил Он от нас преступления наши»

(Пс. 103:11–12).

Если бы одно расстояние было больше другого, то не упоминались бы оба, а только большее. Почему же тогда никто не в силах смотреть на солнце в зените? Потому что в зените оно ярко светит и открыто взору.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: