Вопрос 27.Иллюстрации Фаровского в «Слову о полку Игореве»

Фаворский Владимир Андреевич родился в семье юриста (мать художница О. В. Шервуд) 3 (15) марта 1886 в Москве. Брал уроки в студии К. Ф. Юона (1903-05), а также в частной Академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07). Жил в Москве. Был членом объединения «Четыре искусства». Много работал как педагог в московском Вхутемасе (1921-29; ректор в 1923-25), Московском полиграфическом (1930-34) и других институтах. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, скульптор, театральный художник, автор мозаичных и фресковых композиций, он более известен как мастер гравюры. Для гравюр периода 1910 – середины 1930-х характерны подчеркнутая пластичность, использование только черного, почти осязаемого штриха, разнообразие стилевых решений.

Главной и самой плодотворной областью творчества Фаворского была гравюра на дереве. Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии, стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма, однако внимательно следил и за новациями авангарда, в том числе кубизма, добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций. Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений.

Фаворскому чуждо стремление модернизировать картины далекого прошлого. За каких бы авторов он ни брался, каждый раз он переносит нас в атмосферу соответствующей эпохи и цивилизации. В своих иллюстрациях Фаворскому удается верно угадать и воссоздать характер не только эпохи, но и литературного текста. В самом стиле гравюр выражается то напряженность драмы, то повествовательность новелл, то нежная лирика, то размах эпической песни, то, наконец, насмешливость басни. Каждая новая книга заставляла его искать новый пластический «ключ». Понимание книги как художественного целого не только усложнило труд художника, но и обогатило его язык. Элементы книги вступили в многообразные взаимоотношения друг с другом. Небольшая по размеру книга может вырасти до значения монументального произведения.

На протяжении 15 лет, с 1937 по 1950—51гг., В.А.Фаворский(1886-1964) работал над гравюрами на дереве к изданию "Слова о полку Игореве". К этому времени он был зрелым и опытным мастером, оформлявшим целиком всю книгу, а не только иллюстрации к ней. При работе над макетом Фаворский старался «подчеркнуть возможности книги как пространственной формы, передающей литературное произведение». Старейший мастер графики сумел передать глубокое содержание, возвышенный строй "Слова" скупым, чёрно-белым языком гравюры. Он создал целостный, единый по стилю образ книги - от еканно-строгих, будто овеянных эпическим духом былины, иллюстраций до мелких, тщательно проработанных гравюр в тексте, которые можно разглядывать, как произведения ювелирного искусства. В совершенстве владея старинной и сложной техникой гравюры на дереве, художник умело использовал её возможности для того, чтобы передать образы "Слова" во всей их жизненной правдивости и, в то же время, художественно ярко. Прекрасно зная культуру и искусство Древней Руси, Фаворский "прочитал" поэму по-своему, "как немногие историки и редкий поэт", так отозвался о гравюрах художника писатель К.Федин.

Мастерство композиции Фаворского проявляется в том, что художник с большой чуткостью выявляет сущность происходящего в самом расположении предметов. «Слово о полку Игореве» - главная тема художника последних двух десятилетий его творчества. Иллюстрации к „Слову о полку Игореве" погружают нас в мир Киевской Руси. В композиции гравюр выражен временной ритм и грандиозный пространственно-географический размах поэмы. Они подчеркнуто вытянуты по горизонтали, занимая весь разворот книги. «При такой композиции, - пишет Фаворский в своей книге «Рассказы художника-гравера», - все иллюстрации имеют удлиненную форму, подобно фризу в архитектуре, что способствует, как мне кажется, передаче эпического характера всей вещи». На одной из гравюр изображение выезда князя Игоря, его фигура и воины выдвинуты к первому плану, они словно наступают на врагов, черный стяг над ним выражает наступательную силу русского войска. Соотношение фигур и их расположение носят иной характер в следующей гравюре к этому произведению, рисующей битву русских с половцами. Теперь скачущий князь отодвинут вглубь, первый план плотно закрыт коренастыми фигурами половцев, которые как бы отрезают от нас русское войско. Торжественное стояние сменяется бурным темпом скачки. Пространство словно преодолевается через движение, но вместе с тем пространство и осуществляется через движение.

Между 1945—1948 гг. Фаворский работал над гравюрами и над макетом нового издания "Слова". Из этого цикла широко известны две большие многофигурные гравюры: «Боян» и «Затмение» (кроме оттисков сохранились авторские доски). Они выполнялись почти в одно время с серией гравюр «Великие русские полководцы». Гравюры «Боян» и «Затмение» отличаются монументальностью, мощью пластических форм, подчеркнутой героикой образов, торжественностью композиций. Это отвечало пафосу победы, свойственному первым послевоенным годам. Но издание "Слова" с названными гравюрами, входившими в новый, обдуманный художником цикл (судя по эскизам и макету), так и не было осуществлено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: