Вопрос 48. Зайцев

Зайцев. Литература конца XIX - начала XX века отмечена активизацией лирической стихии. Эта особенность явилась своеобразной реакцией на антихудожественные тенденции времени; она выражала стремление писателей защитить гуманистические ценности и значимость личности. Лирическая проза этого периода отражает дух времени, поиск идеала, позитивного взгляда на исторические процессы. Писатели стремятся утвердить образ гармоничного мира, хотя в это время многое разрушается: политическая и государственная системы, социальные законы, моральные принципы, представления о человеке. Интерес к внутреннему миру личности способствует многомерному раскрытию характера. Художники обращаются к истокам событий и явлений, вглядываются в сущность и ценность пережитого. В этот период наблюдается преобладание лирико-философских раздумий над объективными свидетельствами. Выдвижение на первый план личности автора сказывается в раскованности повествования, в интересе к внутреннему миру человека. Лирическое отражение действительности стало для ряда писателей основным принципом организации произведений. В числе них и оригинальный русский прозаик Б.Зайцев. В своем творчестве ему удалось соединить классические традиции XIX века с новыми явлениями XX века (импрессионизмом, модернизмом). В.Брюсов назвал первые его рассказы
«лирикой в прозе». Современники Б.Зайцева, как и он сам, характеризуют особенность его прозы в целом как лиризм. А. Горнфельд назвал произведения писателя «лирикой космоса». Главные произведения, принесшие ему славу выдающегося мастера лирической прозы: «Золотой узор», «Дом в Пасси», «Путешествие Глеба», «Анна», «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов», «Река времен», книги странствий «Афон» и «Валаам», мемуарные книги «Москва» и «Далекое»… «Золотой узор» - книга лирической прозы, исповедь о времени, о себе, о людях русского Парижа. многоплановом по композиции и стилю рассказе дочери управляющего московским заводом Натальи автор передал глубинное сопряжение индивидуально-личностного и исторически характерного. Глазами героини явлены здесь картины столичной и провинциальной действительности периода предреволюционных ожиданий и непосредственно революции, дано символически емкое изображение природного космоса. Предметом напряженной художественной рефлексии автора и героини стали различные типы отношений человека с историческим временем, которые обозначаются на разных этапах жизненного пути самой Натальи и в системе персонажей. Психологический склад рассказчицы проявляется уже с самого начала ее повествования. Здесь доминируют по-юношески восторженное восприятие мира, который казался так далек, просторен, эстетическая одаренность, связанная с занятиями пением, радостное приятие беззаботного существования, освещенного и вкусными запахами родной Москвы, и влюбленностью в будущего мужа Маркела, с которым, как ей виделось, они были предоставлены себе, своей молодости, жажде жизни и любви. Психологически мотивированным в это время оказывается поверхностное отношение героини к вере и церковным таинствам, в большей степени душевное, эстетизированное, нежели углубленно-духовное восприятие и великопостных служб, и радостной атмосферы пасхальной Москвы. Рассказ Натальи о кульминационных моментах своей судьбы нередко сопровождается изображением звезд, которые каждый раз в новом ракурсе высвечивают сущность ее душевных переживаний. В пору безоглядного увлечения героини богемной московской жизнью образы "больших звезд, раскаленных морозом" становятся косвенным выражением скрытой тоски души по небесной чистоте. В тягостных раздумьях Натальи о "сложностях и безднах" своей и народной судьбы в пору надвигающейся революции "дивные светила в небесах" становятся врачующим душу напоминанием о неизменных и не зависящих от людского произвола простоте и величии горнего мира. Близкий духовный смысл обретает ее общение со звездным небом во время тюремного заключения: "Узор их золота над нашей бездной так пронзителен…".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: